СОЮЗ ПАТРИОТИЧЕСКИХ СМИ
Поделиться в соцсетях:

Желающих торговать с заграницей и считать валюту в России на десяток стран хватит

06 декабря 2024 г. Просмотров: 16

Валентин Катасонов. "РЭОШ"

Экономический либерализм в сфере ВЭД — серьезнейшая угроза России.
У нас любят порой козырять некоторыми показателями, которые вроде бы свидетельствуют о наших успехах в сфере экономики. Но нередко, когда начинаешь разбираться, что стоит за тем или иным показателем, выясняется, что успехи весьма сомнительны. Эти показатели, скорее, сигнализируют о каких-то проблемах в экономике России.

 

К разряду таких, мягко выражаясь, неоднозначных индикаторов можно отнести ряд показателей, касающихся сферы внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Например, в разного рода рапортах с гордостью говорится о том, что российский экспорт товаров из года в год растет.

В далеком 1994-м его величина, по данным Банка России, составила 66,1 млрд долл. А в 2020-м равнялась уже 333,5 млрд долл., в 2021-м — 494,2 млрд долл., а в 2022-м достигла рекордного значения 592,1 млрд долл. Видно невооруженным глазом, что товарный экспорт рос опережающими темпами по отношению ко всей экономике.

Кроме того, экспорт хронически превышал импорт, у России был постоянно профицитный торговый баланс. Если в 1994 г. активное сальдо торгового баланса РФ равнялось 18,0 млрд долл., то в 2020-м оно уже составляло 93,4 млрд долл., в 2021-м — 193,1 млрд долл., а в 2022-м достигло рекордной величины 315,6 млрд долл.

По оценкам Росстата, профицит торгового баланса составил 12,5% ВВП РФ. Чистая валютная выручка наращивалась из года в год (причем значительная ее часть «оседала» в офшорных юрисдикциях). А после 24 февраля 2022 года (когда началась СВО на Украине) эти зарубежные активы российского происхождения стали «морозиться» или же были взяты под особый контроль Западом, особенно англосаксами, которые «курируют» офшоры.

Об этих рисках бездумного наращивания экспорта я предупреждал еще десять лет назад в своей книге «Экономическая война против России и сталинская индустриализация» (М.: Алгоритм, 2014).

Есть еще один показатель, относящийся к сфере ВЭД, которым любят козырять наши чиновники. Это число участников ВЭД. Тех, кто участвует в операциях по товарному экспорту и импорту. По российскому законодательству, участником ВЭД могут быть государственные организации, частные компании, негосударственные некоммерческие организации и даже физические лица. Участники классифицируются в зависимости от деятельности, которую они ведут.

Посредники — те, кто помогает компаниям вести переговоры, заключать контракты, организовывать провоз и хранение товаров на импорт, экспорт и пр.

К ним относятся и таможенные брокеры, которые помогают пройти таможенные процедуры. Основные участники (именуемые также «производителями», «бенефициарами») — те, кто занимается транспортировкой и реализацией товаров и сырья на импорт и экспорт.

Также участники делятся на индивидуальных и коллективных производителей, резидентов и нерезидентов РФ, НКО и коммерческие организации.

Регистрацию участников ВЭД и статистику их численности ведет Федеральная таможенная служба (ФТС). По ее данным, в 1996 г. число участников ВЭД уже превышало 35 тыс.

В 2015-м их число составило выросло почти до 79 тысяч. В 2021 г. в России было уже 97,1 тыс. участников ВЭД. А в следующем году их число перевалило за 100 тысяч. Кажется, пикового значения показатель достиг в начале этого года — почти 125,6 тыс. (точно: 125 556).

Правда, в этом году было зафиксировано некоторое снижение численности участников ВЭД — до 116 630 на конец второго квартала. Т.е. примерно на 7% по сравнению с началом года.

Есть еще такой источник информации по численности участников ВЭД, который называется «ВЭД-Рейтинг». Он дает раздельно цифры численности участников экспортной деятельности и участников импортной деятельности.

Число первых, по данным этого информационного ресурса, составляет 53 884. Число вторых — 84 254. Если сложить, то сумма составит 138 138. Заметно больше того показателя, который дает ФТС. Но думаю, что такое расхождение обусловлено тем, что некоторые компании и организации занимаются как экспортными, так и импортными операциями, отсюда возможен «повторный счет».

Примечательно, что «ВЭД-Рейтинг» дает не только общие цифры численности экспортеров и импортеров, но также их разбивку по «калибру»: «гиганты», «крупные», «средние», «малые», «микро», «индивидуальные предприниматели», «прочие». Так вот, среди экспортеров на «гигантов» пришлось 1% общего числа участников, на «крупные» — 7%, «средние» — 9%. Истого 17%.

Возглавляют рейтинговый список экспортеров такие компании: ПАО «НК «Роснефть» (фирма из Москвы), ООО «Газпром Экспорт» (крупное предприятие Санкт-Петербурга), ПАО «ЛУКОЙЛ» (корпорация-гигант Москвы), ПАО «Сургутнефтегаз» (из Ханты-Мансийского АО) и ПАО «Газпром Нефть» (Санкт-Петербург).

А на всех остальных экспортеров, т.е. «мелкокалиберных» приходится 83%. В том числе (%): «микро» — 43; «малые» — 25; «индивидуальные предприниматели» — 13.

Среди импортеров раскладка по «калибрам» участников была следующей (%): «гиганты» — 0,4; «крупные» — 6; «средние» — 7. Итого на названные группы приходится 13%. В рейтинговом списке ведущих импортеров первые строчки занимают следующие компании и организации: ПАО Сбербанк (из Москвы), ООО «Эллада Интертрейд» (корпорация-гигант Калининградской области), ПАО «Аэрофлот» (Москва), ООО «ЭППЛ РУС» и ООО «СЭРК» (корпорации-гиганты из Москвы).

А на всех остальных, т.е. «мелкокалиберных» приходится 87% общей численности импортеров. Особенно много на группу «микро» — 50%.

Итак, в абсолютные величинах число «мелкокалиберных» участников экспортной деятельности составляет около 45 тыс., а по импортной деятельности — более 73 тысяч. Итого около 118 тыс. «мелкокалиберных» участников ВЭД.

Может быть, в этой оценке есть некоторый «двойной счет», но очень незначительный, поскольку «мелкокалиберные» субъекты почти никогда не бывают универсалами, они либо экспортеры, либо импортеры.

Вышеприведенные показатели численности участников ВЭД, по мнению некоторых экспертов, не предел. Недавно на глаза мне попал доклад «Поддержка экспорта: национальный проект в новых условиях», подготовленного в прошлом году АНО «Национальные приоритеты» совместно с РСПП и НИУ ВШЭ. Авторы доклада выражают надежду на то, что российский бизнес найдет в себе силы для того, чтобы укреплять свои позиции на мировых рынках. Причем укрепление позиций измеряется, прежде всего, количеством участников ВЭД. В докладе отмечается, что в краткосрочной перспективе экспортерами могут стать около 200 тыс. компаний, а в долгосрочной — около 450 тыс.

И тут я должен перенестись в советское время, когда в отечественных учебниках по экономике объяснялось, как была устроена внешняя торговля СССР и почему она устроена была именно так, а не иначе. Примечательно, что уже через несколько месяцев после Октябрьской революции председатель Совнаркома (правительства) Советской России подписал декрет (от 22 апреля 1918 г.) о национализации внешней торговли. Он предусматривал введение в стране государственной монополии внешней торговли (ГМВТ). И она просуществовала в советском государстве на протяжении почти семи десятилетий, пока ее не начал разрушать «реформатор» Михаил Горбачев.

ГМВТ вызывала у Запада звериную ярость, он требовал ее отмены. На Генуэзской конференции 1922 г. на первом месте в списке ультиматумов Советской России стояло именно требование отказа Москвы от ГМВТ (а требования признать долги царского и временного правительств — на втором месте). Подробнее об этом можно почитать в моей книге «Генуэзская конференция в контексте мировой и российской истории» (М.: Кислород, 2015).

В Советской России и в СССР хорошо понимали, как устроен мировой рынок, контролируемый международными монополиями, и какие риски таит выход страны на него. И в то же время у нашего государства в конце 1920-х годов возникла острейшая необходимость выхода на мировой рынок. В связи с тем, что СССР готовился проводить индустриализацию. А для нее необходимы были закупки на Западе машин и оборудования (средств производства, или, выражаясь современным языком, инвестиционных товаров). Вот тогда и началось создание специализированных государственных организаций по импорту. Равно как и организаций по экспорту, которые призваны были зарабатывать валюту для закупок.

Это были государственные монополии, которые выполняли роль своеобразных «шлюзов», соединявших внешний и внутренний рынки. Такие организации были «тяжеловесами», которые могли действительно на равных торговать с западными международными компаниями.

И иногда и диктовать последним свои условия. Именно благодаря таким «тяжеловесам», которые действовали в рамках государственной монополии внешней торговли, мы сумели в кратчайшие сроки провести индустриализацию, стать второй промышленной державой мира (после США), сделать Советский Союз экономически самодостаточным (добиться состояния экономической автаркии) и подготовиться к войне с Германией и ее союзниками.

Обо всем этом читатель может узнать из моей книги: «Экономика Сталина» (М.: Институт русской цивилизации, 2014). // Глава IV «Сталинская индустриализация: импорт машин и оборудования»; Глава V «Откуда Сталин брал валюту на индустриализацию»; Глава VI «Сталинская экономика и государственная монополия внешней торговли»).

В советское время мне приходилось тесно соприкасаться со сферой внешней торговли СССР (моя специальность по диплому о высшем образовании: «экономист по внешней торговле»). Существовала стройная система внешней торговли, которая функционировала в рамках государственной монополии. Управляло этой системой Министерство внешней торговли (МВТ).

Система состояла из полусотни специализированных внешнеторговых объединений. В силу своей принадлежности к тяжелой весовой категории участников мировых рынков они могли как экспортеры продавать все «подороже», а как импортеры покупать все «подешевле». Выигрыш от такой торговли для народного хозяйства был очень высоким. Более того, и у внешнеторговых объединений, и у МВТ один из главных плановых и отчетных показателей назывался «эффективность внешнеторговых операций». Обращаю внимание: не прибыль и прибыльность, а народнохозяйственная эффективность.

К чему я веду? К тому, что для нашего государства и общества не только не нужно, а даже вредно, когда на внешний рынок выходят в качестве экспортеров и импортеров десятки тысяч мелких компаний, микроскопических фирмочек и даже индивидуальных предпринимателей. Россию на мировом рынке должны представлять только «тяжеловесы».

На мировом рынке господствуют «гиганты» в виде транснациональных компаний. Бизнесу, относящемуся к категориям «микро», «малый», «индивидуальные предприниматели» и т. п., делать на мировом рынке нечего. Это все равно, что выплывать в мировой океан на каноэ, где курсируют крейсеры, эсминцы, авианосцы и другие гиганты военно-морского флота. Либо возьмут в плен, либо потопят. Выходить в мировой океан России можно, лишь используя военные крупнотоннажные суда, причем хорошо вооруженные.

Конечно, желательно, чтобы эти «тяжеловесы» имели статус государственных организаций.

Источник: 


© Национальный медиа-союз,
2013-2024 г. г.
  Портал существует на общественных началах Гл. редактор - Юдина Надежда Ивановна Email: rpkp13@mail.ru