11 февраля 2018 г. Просмотров: 1924
Александр Шуринов, академик ПАНИ
Несколько мероприятий посвящено в эти дни нашему выдающемуся поэту и актёру, барду и народному герою Владимиру Семёновичу Высоцкому. Конечно, особенно значимыми были Встречи в Центральном Доме Литераторов и Центральном Доме Журналистов. Несколько новых документальных фильмов, созданных энтузиастами на основе старых любительских съёмок, открытых на этих Вечерах, показали лицо Высоцкого более рельефно, чем мы видели ранее.
Безусловно, участвовали в этом действии и соратники Высоцкого по «Театру на Таганке»: актёр Валерий Александрович Иванов – Таганский, сегодня известный писатель и режиссёр, вице-президент Петровской Академии наук и искусств; бывший директор театра 97-летний Николай Лукьянович Дупак (род. 5 октября 1921, Старобешево) — советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР и Украины, а также заслуженная артистка РФ певица и актриса Галина Михайловна Улётова и другие знаменитости.
Во-первых, становится обычным признавать его гением. Тут основным критерием является мнение другого нашего гения – режиссёра и
художественного руководителя театра «На Таганке» - Юрия Петровича Любимова. Последний признаётся, что Высоцкий – это личность более глобальная, чем другие актёры театра, в нём чувствуется сила. Остальные все актёры – прекрасные и своеобразные таланты, к тому же уступали ему в способностях. Он видел жизнь особенными глазами гения. Он видел мелочи и за ними видел жизнь более содержательную, нежели это могло быть у других. Даётся это, увы, немногим!
Во-вторых. Он был необычайно плодовитым, любил русский язык и умел владеть русским словом и слогом. Постоянно над ними работал. И домыслы, что всё сотворённое им сделано примитивно и «через коленку», не выдерживает критики. Его необыкновенное чувство слова, чувство юмора чувствует всякий знающий стихи и песни, слушавший его песни. Отмечает эту способность и великий клоун и актёр Юрий Никулин в фильме Олега Васина.
Да! Стиль Высоцкого отличается от пушкинского, лермонтовского и маяковского. Но в этом и его своевременность и прелесть!
В-третьих. О политическом влиянии на общество барда Высоцкого ещё не всё сказано! Оно велико и неистребимо. Его песни спасли тысячи и тысячи душ наших людей: от обывателей до партийных руководителей разного уровня. Оно - влияние песен Высоцкого - до сих пор востребовано, оно до сих пор лечит и лечит! Лечит в мировом масштабе культуры. И мы, грешные в своей зависти, не умеем это оценить, признать и сделать выводы.
В-четвёртых. Высоцкий был патриотом отечества! Не гражданином, как видел поэта великий Некрасов, а ярым патриотом и отчаянным героем ! Он обрёк себя на мученичество переживаний за судьбы страны в целом и судьбы отдельных людей, отдельных профессий, судьбы великих и малых. Он обрёк себя на явную гибель в столь небольшие его годы, противостоя в одиночку против партийной номенклатуры, глупости, предательства нравственных ценностей. Да, он не выдерживал! Да, он срывался! Но это следствие его глубокой чувственности и миропонимания, которое «пожирало» творца и губило его.
В-пятых. Влияние поэзии и авторской песни Высоцкого на внутреннюю жизнь страны было очень объёмно и высоко. Несмотря на всеобщий номенклатурный и партийный запрет его творчества, оно прорывалось в виде нерегулируемых концертов, самиздата его стихов. Сначала Высоцкий пел песни по квартирам и пьяным компаниям, потом по домам культуры на заводах и
фабриках, потом уже «вырвался» в киноматограф и театр. Властные структуры разделились на «за» и «против». Одной рукой запрещали, а другой разрешали, наблюдая благотворное действие его песен! Властные структуры, наконец, просто сдались, не выдержав массового поклонения населения страны Высоцкому. Ему стали предоставлять лучшие залы, стали платить за выступления и т.д. Наконец, его стали выпускать за границу, в братские и небратские страны. И даже были заинтересованы в его нахождении там, поскольку его присутствие внутри страны грозило массовым раскрепощением и, как следствие, массовыми неповиновениями и даже государственными катаклизмами.
И хотя Высоцкий вёл себя за границей очень вызывающе, нарушая все инструкции о поведении наших граждан за границей, предписываемые КГБ, …. пил и кутил, ёрничал и смеялся над нашими властями, его не трогали и не требовали его возвращения на родину.
Мне кажется, он поднимал народ, тревожил душу, не давал упиваться советской гордыней и показухой. В нём всегда была совесть, смелость и искренность. А это завораживает! Стихи и песни его вдохновляют и сейчас, не говоря о годах 50-летней давности. Такой человек мог песней "раскрепостить" и поднять на большие свершения, даже на изменение власти. Может быть, именно неостывший заряд энергетического посыла Высоцкого сработал в 90-ые годы начала перестройки? Недаром его сегодня боятся власти Украины! Да и нам, этого заряда сегодня, пожалуй, не хватает!
Он шёл к своей гибели неосознанно, но прямо, не сворачивая. Великий Пушкин нарывался на холёного Дантеса, умница Лермонтов на ограниченного Мартынова, а Высоцкий неоднократно нарывался и нарвался-таки на оскорбление и унижение пьяных собутыльников! Это естественный уход в иной мир современного гения! Простите, но мы видим такой, казалось бы, неприличный вариант самопожертвования! Отдадим же Высоцкому и его трудам должное! Отдадим должное его подвигу!
Иные ведущие любят задавать вопрос: «А чем для вас близок Высоцкий? За что вы его любите?" Я пытался понять, почему мы любили его в Московском Авиационном Институте, где я учился в 60-ые годы и куда (в Дом культуры МАИ на Дубосековской улице) наведывался с концертами Высоцкий. Только сейчас мне становится понятна его тяга к инженерам-самолётостроителям. Они ведь не могли не следовать законам природы, поскольку обязаны были создавать то, что летает в соответствии с её законами. В других же областях, где не было чётких критериев соответствия законам природы, где не требовалось летать, царствовали теории-обманки, теории-спекуляции, теории-пользы, личной и общественной, вкусового и личного приоритета в науке.
И Высоцкого, видимо, тянуло к таким людям, где истинности понимания природы, истинности знаний было больше. Отсюда и его тяга к студентам авиационных вузов, тяга к авиаторам, тяга к инженерам авиационных специальностей. Он видел в таких людях (возможно, не осознавая этого!) своих сподвижников, соучастников его поиска истины. А ведь именно за эту истину, духовную и словотварную, высказанную гением, мы до сих пор любим его стихи и песни. За эту истину, духовную и словотварную, его до сих пор не любят номенклатурщики, обманщики и спекулянты всем и вся.
Природа человека и человечества так устроена, что таких гениальных людей как Высоцкий, сочетающих таланты и патриотизм, бескорыстно и бесстрашно ищущих истину, производит, если это удобно тут так назвать этот чудесный процесс, буквально единицами. «Поштучно». И тут, очевидно, без Бога не обходится!
Но чтобы понять промысел Божий, нужны не менее активные усилия. Когда-нибудь мы, обыкновенные люди - рабы Божии, поймём, как создаются, рождаются и воспитываются гении, как они пробиваются «сквозь асфальт». А пока мы можем только наслаждаться сладостными ощущениями их понимать и любить! И уже в этом быть к ним ближе! Спасибо Высоцкому, что он был, есть и будет в нас и в следующих поколениях, живущих на Земле!!!
Петровская академия наук и искусств Московское отделение
Секция «Семейно-родовая культура» приглашает на семинар посвященный 80-летию со Дня Рождения поэта, актера и барда Владимира Семеновича Высоцкого.
«ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНО-РОДОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНИЯ»
Семинар пройдёт в Библиотеке № 6 имени В. В. Вересаева 13 февраля 2018 года в 16-00 по адресу: Москва, Ружейный пер., д.4. Ст.метро «Смоленская». Вход свободный.
|