20 марта 2017 г. Просмотров: 2355
Валентин Катасонов
Эпоха всеобщего «синтеза»
Мы живем в интересное время. Людей обуяла страсть синтезировать все и вся. Вот и Клаус Шваб, бессменный председатель Всемирного экономического форума (ВЭФ) на прошлогодней встрече в Давосе объявил о начале четвертой промышленной революции. Суть ее в том, что происходит конвергенция (соединение, синтез) новейших технологий в трех сферах: физического мира (например, роботы), виртуального мира (информационные и компьютерные, или «цифровые» технологии), живого мира (биотехнологии, преобразующие и животных, и самого человека). Продуктами такого «синтеза», как нам обещает профессор Шваб, станут киборги, биороботы, трансчеловеки, постчеловеки.
Другим проявлением современного «синтеза» являются попытки объединения различных религий и конфессий в единую, мировую религию. В 2016 году мы были свидетелями такой очередной попытки в виде организации так называемого «всеправославного» собора на Крите. От решений этого собора шибает в нос духом экуменизма, который справедливо называют сверхересью последних времен.
Наконец, многие теоретики православия занимаются развитием и углублением богословия, христианского учения. При этом основным методом развития и углубления оказывается все тот же метод «синтеза». Схема синтеза очень проста. Берется какой-либо предмет (объект) физического и социального мира или какое-то учение (теория, научная дисциплина) и к ним добавляется слово «православный», «христианский» или, в крайнем случае, «религиозный». Так, в начале ХХ века наши отечественные интеллектуалы в лице Владимира Соловьева, Сергея Булакова, Николая Бердяева, братьев Сергея и Евгения Трубецких «синтезировали» христианское богословие и философию. На свет родилась «русская религиозная философия» (РРФ), которая, в свою очередь, родила достаточное количество разных ересей. Мы, в частности, на заседаниях РЭОШ, обсуждая работу отца Сергия (Булгакова) «Философия хозяйства», рассматривали родившуюся в недрах РРФ новую ересь под названием «софианство».
И вот сегодня авторы, позиционирующие себя как «православные», продолжают эту творческую деятельность по синтезированию, «освещая» православием все стороны нашей грешной земной жизни.
«Православный социализм» — один из продуктов такого «синтеза», осуществленного Н.В. Соминым. Вообще-то слово «синтез» слишком общее и невнятное. Для оценки словосочетания «православный социализм» я бы применил используемые в философии, логике, богословии понятия «эклектика» или «синкретизм». Что такое синкретизм? Словари дают разные варианты и оттенки термина. Синкретизм в философии — сочетание разнородных философских начал в одну систему без их объединения. В искусстве — сочетание или слияние «несопоставимых» образов мышления и взглядов. В лингвистике — постоянное объединение в одной форме нескольких значений или компонентов значения, разделённых между разными формами. Наконец, религиозный синкретизм — соединение разнородных вероучительных и культовых положений. В нашем случае («православный социализм») речь может идти одновременно о философском, лингвистическом и религиозном синкретизме.
Социализм: рабочее определение.
В данной паре терминов вопросы возникают, прежде всего, по поводу термина «социализм». Социализм, выражаясь словами философа и психолога Карла Юнга, — «коллективное бессознательное», присутствующее в любом обществе в любые времена. Определить и раскрыть содержание социализма трудно, можно сказать – почти невозможно. Скажем, так же трудно, как объяснить, что есть Бог. Для раскрытия свойств Бога в богословии используется апофатический метод: «Бог – это не…» (и далее перечисляются свойства, которые не присущи Богу или даже противоположны Ему). Интуитивно человек (любой: начиная от неграмотного и кончая образованнейшим интеллектуалом) подходит к построению представления о социализме с помощью такого же апофатического метода. Любой человек рассуждает примерно так: Социализм – такое устройство жизни, при котором отсутствуют такие-то и такие недостатки (язвы, болезни) реальной общественной жизни. Набор недостатков может быть самым разным, но чаще всего на первые места ставятся:
Неравенство (социальное, имущественное).
Несправедливость (прежде всего, в правовой сфере и в сфере экономических отношений).
Эксплуатация человека человеком, рабское положение большей части членов общества, их несвобода (если не физическая, то экономическая).
Сосредоточение средств производства, земли, природных ресурсов в частных руках
Индивидуализм.
Указанным недостаткам и социальным болезням противопоставляется:
неравенству — равенство;
несправедливости правовой – принцип неотвратимости наказания за совершенные проступки и преступления,
несправедливости экономической — принцип эквивалентности в сфере экономического обмена;
эксплуатации – экономическая свобода;
частной собственности на средства производства – общественной, коллективной, государственной.
индивидуализму – коллективизм (или солидарность, братство, соборность, общинность и т.п.).
Наверное, несмотря на пестроту определений социализма, никто из сторонников социалистической идеи не возражал против того, чтобы на знамени социализма были начертаны следующие лозунги: свобода, равенство, братство. Но любой грамотный человек знает, что именно такие лозунги уже были некогда начертаны на знамени, но не социализма, а буржуазных революционеров. Под этим знаменем они штурмовали Бастилию, а затем, уже в 19 веке начали строить новое общество, получившее название «буржуазного» и «капиталистического».
О лозунгах буржуазных и социалистических революций и бесах....
Далее читать:
|