СОЮЗ ПАТРИОТИЧЕСКИХ СМИ


 
Поделиться в соцсетях:

Больной Серебряный век. Среди богемных литераторов были наркоманы, пьяницы и сексуальные извращенцы. Из истории антисистем в России

23 ноября 2024 г. Просмотров: 8

Е.А. Евтушенко

Несколько портретов в заданном аспекте. 
Валерий Брюсов.
Происходил из купцов-старообрядцев, хотя существует версия, что он был потомком первого русского масона Брюса.
Его отец симпатизировал революционерам-народникам, в бога не верил. Мать боялась «чертовщины» и запрещала сыну читать сказки.
В юности Брюсов был изгнан из гимназии за «пропаганду атеизма».
Женился на инославной чешке.

 

Урбанист. Восхищался городом, не любил деревню.

Говорил, что ему все равно кого прославлять в стихах – дьявола или Бога.

Умел манипулировать людьми, имел диктаторские замашки. Мог унизить человека.

Состоял в поэтической «масонской ложе» «Люцифер».

В его стихах не раз проходит тема самоубийства и смерти.

Много и свободно писал на сексуальные темы, часто менял любовниц.

Принял революцию, служил большевикам.

Злоупотреблял наркотиками: сначала модными – морфием и кокаином, затем героином. Потерял здоровье.

Умер в 1924 г. в возрасте 50-ти лет.

Зинаида Гиппиус. Из русско-немецкой дворянской семьи.

Любительница эпатажа. Любила ставить людей в неловкое положение, в том числе пристально рассматривая их через лорнет.

Мания величия (однажды накричала на Льва Толстого; в другой раз сделала замечание и погрозила пальцем (!) сербскому королю).

Совершенно бесполое существо. Брак с Мережковским – чисто платонический, где она была «мужем», а он «женой». Гиппиус писала о себе: «в моих мыслях, моих желаниях, в моем духе — я больше мужчина, в моем теле — я больше женщина».

Половой акт вызывал у нее отвращение: «акт обращен назад, вниз… в деторождение». Единственным исключением был гомосексуалист Д. Философов, в которого она влюбилась. После отказа Философова от интимной близости, Гиппиус взяла его в «семью» из чувства «духовного родства». Втроем они прожили 15 лет, вплоть до эмиграции в 1920 г. Затем «третьим» стал секретарь писательницы В. Злобин.

Православие ее не устраивало, искала «новую религию» (антисистем).

Ее называли «ведьмой» и «демоном» декаданса. Павел Флоренский называл ее «извращенной натурой».

Умерла в Париже в 1945 г. в возрасте 75 лет. До последнего дня вела чрезвычайно активную жизнь, много писала.

Константин Бальмонт. Из дворян. Происхождение (возможно) шотландское или скандинавское. Мать имела восточные корни, была «страстной» женщиной.

В юности Бальмонт состоял в гимназическом революционном кружке и был отчислен из гимназии (позже закончил другую).

Рано женился. В возрасте 23 лет разочаровался в любви и выпрыгнул из окна третьего этажа. Выжил, но остался хромым навсегда.

Дважды эмигрант (1906 – 13; 1920 – 42 гг.)

Был трижды женат и имел любовниц. Долгое время жил на две семьи.

После очередного разочарования вновь выпрыгнул из окна. Опять выжил.

Много пил.

Как большинство поэтов был самовлюблен, эгоистичен.

Дожил до 75 лет. В конце жизни заболел психической болезнью (с просветлениями).

К христианству относился отрицательно, но в старости, под влиянием Ивана Шмелева, смягчил свое отношение к религии. Перед смертью исповедался…

Андрей Белый. Из семьи профессора. Мать была «нервной», склонной к мистике. Родители часто ссорились.

Мать долгое время одевала маленького сына девочкой.

В юности интересовался эзотерикой, оккультизмом.

Женился поздно. Брак неудачный.

До брака А. Белый дважды состоял в «любовных треугольниках»: с семьей (гражданской) В. Брюсова и семьей А. Блока. От первой любовницы Нины Петровской, чуть не получил пулю (пистолет дал осечку), от второй, Любы Менделеевой, – отставку.

После всех неприятностей, подумывал о самоубийстве, но нашел спасение в антропософии (ответвление теософии – кабаллистика, индуизм, медитации и пр. «эзотерика».) Увлекся учением настолько, что под руководством гуру антропософов Р. Штейнера участвовал в строительстве «Всемирного храма антропософии» в Швейцарии.

Посещал могилу Ф. Ницше и языческое капище венедов на острове Рюген.

Подолгу жил за границей.

Встретил революцию с энтузиазмом.

Пьянел от двух-трех рюмок. Любил танцевать. В 1920-е г. увлекся фокстротом. По воспоминанием Марины Цветаевой: «Его фокстрот – чистейшее хлыстовство…».

Об антисистемах в истории России. Первые русские секты: капитоны, хлысты

Умер в 1934 г. в возрасте 53 года от солнечного удара, вызвавшего инсульт. Считается, что этот удар он предсказал в своих стихах.

Вячеслав Иванов. Из разночинцев. Отец в Бога не верил, симпатизировал нигилистам. Мать, внучка священника, была религиозна и воспитывала сына в православном духе, что вызывало неудовольствие отца. (Перед смертью отец «отрекся от материализма» и исповедался.)

В подростковом возрасте В. Иванов порвал с религией, превратился в атеиста и бунтаря.

Женился рано. Брак неудачный.

В молодости много лет провел за границей.

Вторая (незаконная) жена – Лидия Зиновьева-Аннибал. Из русско-шведской аристократической семьи; ее мать баронесса Веймарн, была дальней родственницей А. Пушкина. Зиновьева сбежала от первого мужа с тремя детьми в Европу, где и встретилась с Ивановым.

Была одной из первых феминисток. Проявляла склонность к лесбиянству. Написала первую в России повесть о лесбийской любви, вызвавшую скандал.

После десяти лет совместной жизни Иванов и Зиновьева около года «жили втроем», что тогда не было редкостью. Их особенностью было то, что они жили и с мужчинами (С. Городецкий), и с женщинами (М. Сабашникова).

В это время Иванов испытал сильное влияние выдающейся оккультистки и теософки своего времени Анны Минцловой, покончившей с собой в 45 лет.

После смерти Зиновьевой Иванов «женился» на дочери своей жены, падчерице Вере Шварсалон.

Февральскую революцию он принял восторженно, после Октября сотрудничал с большевиками.

В 1924 г. эмигрировал.

В 1926 г. принял католицизм («сохранив восточный обряд»). Сотрудничал с Ватиканом. Преподавал. (См. ст. об униатах)

Умер в Риме в 1949 г. в возрасте 83 лет.

Марина Цветаева. Отец из семьи священника. Профессор. Тайный советник.

Мать из немецко-польской семьи. По словам М. Цветаевой мать всю жизнь испытывала «необъяснимое тяготение к евреям».

В 18 лет вышла замуж за Сергея Эфрона, который происходил из русско-еврейской семьи. Его мать – из аристократического рода Дурново, революционерка, повесилась в зрелом возрасте.

Через два года после замужества Цветаева завела любовницу-еврейку Софию Парнок (Парнох). Лесбийский «роман» продолжался полтора года, связь с Эфроном при этом не прерывалась.

Симпатизировала хлыстам, выражала желание, чтобы ее похоронили на хлыстовском кладбище в Тарусе.

Не любила младшую дочь, которая в 1919 г. умерла от голода в приюте в возрасте 3 лет.

В 1922 г. эмигрировала в Европу. Воссоединилась с мужем, белогвардейцем, ставшим агентом НКВД, который после возвращения на родину в 1937 г. был арестован и расстрелян в 1941 г.

Сама Цветаева на родину возвращаться не хотела, но уступила просьбам мужа и в 1939 г. приехала в СССР вместе с сыном.

В августе 1941 г., будучи в эвакуации в г. Елабуге, повесилась в возрасте 48 лет. В предсмертной записке настоятельно просила, чтобы позаботились о ее несовершеннолетнем сыне.

Леонид Андреев. Из русско-польской семьи. Отец – разночинец, мать – дворянка.

Две попытки самоубийства.

Запойное пьянство (с перерывами).

Несколько раз был женат. Ценил своих жен за то, что помогали ему держаться на плаву.

По воспоминаниям М. Горького, один раз Андреев напугал своего маленького сына рассказом о том, что «смерть ходит по земле и душит маленьких детей». До слез.

Написал кощунственную повесть «Иуда Искариот», в которой оправдывал предательство Иуды.

После Октябрьской революции 1917 г, которую не принял, проживал в Финляндии, почти без средств. Умер в 1919 г. в возрасте 48 лет.

Заключение.
Следует заметить, что не все литераторы Серебряного века были больными людьми. Среди них попадались и вполне нормальные люди, ну, или относительно нормальные. И, конечно же, многие из них создали замечательные художественные произведения, которые вошли копилку отечественной культуры.

Но здесь не об этом. Нас интересует феномен Серебряного века не с культурологической и даже не с социальной точки зрения, а с точки зрения этнологии: как иллюстрация обострения болезни российского суперэтноса в фазе этнического надлома (читать главу «Фаза надлома» из книги автора «Пассионарная теория Л. Н. Гумилёва…»).

Если посмотреть на персонажей Серебряного века с позиции этногенеза, то мы обнаружим следующую особенность: многие из них (или их партнеров) имели смешанное происхождение; в основном – русско-европейское или, реже, русско-еврейское. Это укладывается в учение Льва Гумилёва, об этнических химерах, которые появляются в результате длительных контактов с представителями чуждых суперэтносов (несовместимых с российским суперэтносом – по наследственным архетипам (кодам) и этническим полям; см. у Л. Гумилёва понятие комплиментарность).

Если добавить к этому главный фактор – нарастание этнического раскола в самом русском этносе (шире – российском суперэтносе) в фазе надлома (с середины 19 в. ), когда единый народ раскалывается на две-три враждующие группы с разными этническими полями, то феномен истеричного Серебряного века, как и всего революционного периода, вполне объясним. Это закономерный результат столкновения чуждых мировоззренией и стереотипов поведения, а так же несовместимых этно-полей внутри одного народа («ну, не нравятся они мне! – почему? – да откуда я знаю!.. рожи у них противные!»).

С точки зрения теории этногенеза все объясняется очень просто: когда этническая система (фундамент!) раскалывается, то в политической, социальной и культурной среде возникает «сумбур вместо музыки». Все остальные деструктивные факторы – вмешательство этно-химер и их порождений – антисистем (масоны, революционеры и пр.), вырождение аристократии (потеря идентичности и пассионарности), экономические противоречия (капитализм), внешнее вмешательство (войны) – действуют как катализаторы.

Как говорил один литературный персонаж: главная разруха – она в головах!

Источник:


© Национальный медиа-союз,
2013-2024 г. г.
  Портал существует на общественных началах Гл. редактор - Юдина Надежда Ивановна Email: rpkp13@mail.ru