17 октября 2016 г. Просмотров: 3027
Дмитрий Богач, Русская народная линия
В данном материале доказывается мысль о том, что исключение из школьной программы произведений Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского - это культурное и политическое преступление в высшей степени; опровергаются различные сомнительные убеждения о «сложности» и «непонятности» признанных гениев мировой литературы, о возможности их пребывания за пределами школьной программы.
Автор статьи приходит к выводу, что сам факт существования подобных заявлений и доводов (которые прозвучали совсем недавно и звучали всегда) о радикальной коррекции литературного образования путем исключения лучших «образцов» словесного искусства красочно иллюстрирует «маргинализацию» сознания, «разруху в головах». Надеюсь, мои слова и словечки, этот написанный пустячок, в какой-то мере (пусть даже самой малой) остановят подобные инициативы. Иначе «разруха в головах» не прекратится, она усугубится.
Профессор Преображенский, знаковый герой М.А.Булгакова, советовал своему ученику и ассистенту не читать советских газет. Дескать, от них никакой пользы, они сеют разруху в головах. В наше время, когда уже нет советской власти, да и газеты давным-давно никто не читает, «разруха в головах» не остановлена, наоборот, набирает обороты с геометрической прогрессией. Но в то же время не могу отказать себе в этой вредной привычке - читать газеты по утрам за чашкой кофе.
То, что я хочу поведать, конечно, не связано с чтением советских и несоветских газет, скорее - речь пойдет о «разрухе в головах». Как обычно - с утра читаю новости. Правда, не в советских газетах, а в электронном формате (привычно водя пальцами по кем-то придуманной поверхности). Цитирую дословно: «Президент Российской академии образования Людмила Вербицкая убеждена, что из школьной программы нужно исключить роман Льва Толстого «Война и мир», а также некоторые произведения Федора Достоевского. Об этом Вербицкая заявила в интервью агентству «Москва». «...Я, например, абсолютно убеждена, что из школьной программы «Войну и мир» Льва Толстого, а также некоторые романы Федора Достоевского нужно убрать...» ̶ сказала президент РАО (РИА «Новости» от 30.09.2016 г.).
Несмотря на то, что в адрес Толстого и Достоевского (в большей мере - в адрес Ф.М.Достоевского) уже не первый раз звучат подобные реплики об их пребывании за пределами школьной программы, несмотря на то, что многие чиновники и «эксперты» не раз пытались исключить признанных гениев мировой литературы из образовательного процесса, прибегая при этом к различным аргументам «маргинального» характера (какие только «грехи» ни приписывали «прокаженным» писателям!), ̶ так вот, несмотря на все это, от подобных суждений, суждений на грани безумия, испытываю ужас, который сковывает мое сердце. Всякий раз хочется отстоять не столько поруганную честь именитых писателей, сколько право молодых читателей (учащихся и не только) на достойное литературное образование в лице Толстого и Достоевского, авторов лучших «образцов» художественной словесности, произведений русской литературы, ставших достоянием мировой культуры, вскрывших, как больной нарыв, вечные проблемы, темы, идеи. И эти проблемы не потеряли своей остроты и злободневности.
Исключение из школьной программы произведений Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского - это, на мой взгляд, особо тяжкое преступление, конечно же, не вписанное в уголовный кодекс, но это культурное и политическое преступление в высшей степени.
Чем же помешали Толстой и Достоевский среднему образованию? Чем же они так опасны?
Инициаторы исключения из школьной программы значимых произведений Толстого и Достоевского обычно мотивируют это следующим образом: «Это глубокие философские произведения, с серьезными рассуждениями на разные темы. Не может ребенок понять всей их глубины» (Информационное агентство «Москва» от 30.09.2016 г.). Притом здесь не столько важно, что эту мысль, возможно, озвучил Президент Российской академии образования. Вполне вероятно, слова госпожи Вербицкой могли неправильно интерпретировать или исказить. Здесь важен сам факт, само право существования подобных заявлений и доводов, которые, кстати, многие поддержали. Все это абсурдно и досадно!
Если рассуждать в подобном направлении, то тогда из курса математики стоит исключить теорему Фалеса; ну не может ребенок «понять всей глубины» планиметрии. Это уж куда сложнее, чем история о нравственной эволюции Пьера Безухова, о природе раскаяния Родиона Раскольникова.
Бесспорно, произведения Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого, действительно, не из легких. Но ведь в этом вся их прелесть! Никто и не требует от учащегося, подростка 16-17 лет, детального разбора указанных литературных произведений. Однако для молодого поколения важен и ценен «взрослый» диалог, разговор о сложных вещах, об острых проблемах. Необходимо понимать то, что дети не желают, чтобы с ними разговаривали, как с детьми. И творчество Толстого и Достоевского здесь - та самая культурная платформа, где возможно совместное «зрелое» общение учителя и ученика, значимое для всех и каждого, никого не оставившее равнодушным. По своему преподавательскому опыту могу сказать, что многие учащиеся обращались к Достоевскому и до, и после самого факта прохождения учебного материала: одни говорили, что Достоевский заставил полюбить литературу вообще, понять ее сакральное значение для частной жизни человека, другие говорили, что Достоевский кардинально изменил их представление о действительности, помог понять, что человек в мире - открытая бездна, а постигать «тайну» человека - самое главное занятие в жизни. На фоне массовой нечитаемости такие отзывы - большие надежды на возрождение культурного дыхания нации.
Среднее образование без произведений Толстого и Достоевского станет более чем ущербным. Ни одна образовательная задача не достижима без анализа лучших произведений мировой литературы. Погружение в текст, познание художественного мира литературного произведения - это напряженная работа мысли, порой, борьба с самим собой. Глобальная цель литературы - научить человека думать. Однако невозможно развивать мыслительные процессы, эстетический вкус читателя, навыки компетентного чтения в сознании учащихся на примере «Дюймовочки» или «Незнайки на Луне»; здесь необходимы те самые качества художественного текста, за которые Толстой и Достоевский стали «изгоями»: глубина и сложность образа, «кризис существования» персонажа, наэлектризованность действия, острота постановки религиозно-философских проблем. Кроме того, Толстой и Достоевский переведены на все европейские (и не только) языки, такой армией преданных поклонников редко кто может похвастаться, многие читатели всего мира завидуют нам, русскоговорящим: мы постигаем творчество Достоевского и Толстого на языке оригинала. Как писал В.Б.Шкловский, после Достоевского человечество стало на голову выше, обрело себя. А «Войну и мир» Толстого многие считают второй Библией. Насколько же нелепо в связи с этим звучит мысль о возможности игнорировать знаковые произведения Толстого и Достоевского в средней школе, когда их читает весь мир!
Основной целью изучения предмета «Литература» является формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма. Как можно сформировать гуманистическое мировоззрение у подрастающего поколения, при этом вычеркнув из школьной программы главных писателей-гуманистов? Не противоречит ли подобная инициатива логике образовательного процесса? Так, каждая мысль, каждое слово Ф.М.Достоевского пронизано острым чувством лично пережитого, слово Достоевского выстрадано, поэтому творчество Достоевского не может не оставить равнодушным. Как писала Р.О.Мазель, преданный Достоевскому человек, творчество Достоевского стало открытием о человеке, его писательское зрение - это зрение человека, который побывал за чертой жизни и возвратился оттуда («Только бы не умирать, каждую минуту бы счетом отсчитывал» ̶ так рассуждал герой Достоевского, преодолевая границу между жизнью и смертью). Достоевский проводит своих героев через великие испытания, часто через непреодолимое чувство стыда и унижения. Но крест, позорное орудие казни, стал святыней и символом надежды для его героев. В его великих романах сцены страдания и счастья пронзают человеческое сердце. Современный читатель, на мой взгляд, нуждается в таком пронзании, в таком эмоциональном переживании. Поэтому исключить Достоевского из школы, повторюсь, ̶ это преступление.
Ну и последнее. Не могу не сказать то, что значимо для меня лично. Достоевский не просто актуален, он остро актуален. С одной стороны, это связано с судьбой писателя как с судьбой русского пророка: «Посмертная репутация Достоевского, как в зеркале, отразилась в русской истории: сначала в истории русских революций, потом гражданской войны и наконец в истории страны, которая в течение одного века утратила и вернула свое имя» (В.Н. Захаров); «Ф. Достоевский действительно весь пророс в нашей действительности, или наша действительность проросла в Ф. Достоевском» (К.А. Степанян). С другой стороны, Достоевский ранее высказанными идеями предоставляет право современному обществу оценить мир его глазами, потому что, как справедливо замечает Б.Н. Тарасов, многие авторские выводы не только жгуче актуальны, но и жизненно необходимы при совестливой, глубокой и по-настоящему реалистической проверке нравственного содержания тех или иных задач и соответствия выбираемых для их осуществления средств. И вряд ли стоит сомневаться, что они еще долго останутся актуальными, хотя действительность сильно меняется и неузнаваемо изменится в будущем.
Поэтому как ученый, исследователь творчества Ф.М.Достоевского, я хочу, чтобы у меня была возможность освещать свои мысли о наследии великого писателя на большую аудиторию учащихся средней школы. Как преподаватель литературы я до конца буду отстаивать право своих учеников на достойное образование, которое немыслимо без произведений Толстого и Достоевского.
Надеюсь, мои слова и словечки, этот написанный пустячок, в какой-то мере (пусть даже самой малой) остановят всяческие инициативы о радикальной коррекции школьной программы по литературе путем исключения лучших ее образцов. Иначе «разруха в головах» не прекратится, она усугубится.
Дмитрий Александрович Богач, литературовед, исследователь творчества Ф.М.Достоевского, преподаватель литературы (г. Челябинск)
Источник: "Русская Народная линия"
|