СОЮЗ ПАТРИОТИЧЕСКИХ СМИ
Поделиться в соцсетях:

Церковный смысл событий 1612 года. «Народ» и церковная жизнь

04 апреля 2019 г.

Е.А. Авдеенко

Он, прежде всего, уясняется, если попытаться ответить на вопрос, который обсуждался в Нижнем Новгороде в 2009 г. (сейчас это обсуждение стихло, поскольку стало ясно, что власти категорически не заинтересованы в осуществлении проекта) каким должен быть современный памятник Князю Пожарскому. Если говорить о идее памятника (уже независимо от её осуществимости), то верным представляется следующее:

 

- памятник устанавливается не лично князю, а делу князя Пожарского, которое было значительнее, чем победа над внешним врагом;
- этот памятник не есть только дань памяти историческим событиям прошлого, он, скорее, обращён в будущее;
- в настоящее время против России ведётся идеологическая война. Эта война имеет целью затвердить за Россией роль корпорации, которая должна исполнять свою роль в глобальной экономике. (При таком исходе побеждает «линия Троцкого»).

В такой ситуации необходимо постоянно возвращаться к осмыслению своих естественноисторических начал, чему и должен послужить день 4 Ноября.

Для памятника делу князя Пожарского, которое обращено в будущее и должно послужить укреплению государственности в современной идеологической войне, - для такого памятника употребительный символ «воин на коне» (герой на коне, полководец на коне) не подходит.
Церковная и государственная идея событий 1612 г.- связь Церкви и государства с землёй.

В библейском мировоззрении земля – нравственный спутник человека, вернейший показатель его действительного состояния. Земля – это обязательное церковное достояние. Церковь может быть гонимой и странствующей, но она не может быть экстерриториальным образованием.
Земля, с которой так связана Церковь, - это место на земле, то, что имеет границы, следовательно, живое. Эта земля, страна, которая для Церкви стала своей и родной; земля может менять свои очертания, но границы на земле, которые образуют «место», отмечены Духом и остаются незыблемы. Есть истины, которые постигаются только на «своей» земле, а за её рубежами либо теряются, либо требуют подвига для сохранения и передачи.

На языке Священного Писания «безместное» означает «злое». «Безместное» - это глобальное. Глобализм – это часть антицерковной идеологии.
Когда возникла и была оформлена Вселенская Церковь, она не была глобальной, но составилась из «местных» (поместных) Церквей. Земля, которую опекает Церковь, это земля – родная, в неё Церковь может пустить корни.

Землю, где живёт Церковь, нельзя завоевать, она Богом даётся, и тогда она называется библейским словом «наследие»: то, что отец передаёт сыну, то, что Бог даёт своим людям. В земле Церковь имеет – отечество.

Если необходимо в современных условиях пластически (как памятник) запечатлеть идею преодоления Смутного времени, то дело князя Пожарского перелагается в идею, которая восходит к основополагающим понятиям христианского (библейского) мировоззрения, однако без прямого использования церковной символики.

Это идея – «земля, рождающая воинов ополчения». Из земли как бы вырастает группа воинов в полном вооружении, где каждая из фигур имеет индивидуальные черты и разную высоту над землёй. Первенствует в этой группе фигура Князя.

Ключом для осмысления скульптурной группы служит одна из заповедей блаженств в Евангелии: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф.5,5).

Где земля, там война… Когда наш долг призывает нас к воинственности, не забудем, что в духовном отношении предшествует воинственности: это кротость. Русский воин – христианин, призванный наследовать землю отцов. Наследовать землю – это иное и большее, чем «владеть» землёй. Наследует сын отцу, народ верный Богу наследует землю от Бога.

Настоящий воин – тот, кто знает кротость и бьётся за наследованную землю – родную, освящённую, Божью. Таков вывод из рассмотрения религиозного смысла событий 1612 года.

А между прочим, слово «ополчение», которое тенью иностранного слова (militia – милиция) присутствовало в государственном обиходе, было недавно из него удалено. Чем оно помешало? Мы теперь имеем «полицию», то есть целиком государственную службу, безо всякого «ополчения». В американской Конституции «ополчение» осталось, а у нас и следа чтобы не осталось, духа не было – забудьте.
И разве не трагично, что праздник 1000-летия Крещения Руси в 1988 году совпал по времени с решительным событием Перестройки – сдачей российской государственности?

«Народ» и церковная жизнь

Из роман «Преступление и наказание» каждый школьник знает «теорию» Раскольникова, что все люди делятся на два разряда, и первый разряд имеет право и даже дозволяет своей совести распоряжаться жизнью людей из второго разряда.

Общественная жизнь в России движется к такому положению, когда все люди поделены на два разряда, и тем, кто первого разряда, – «всё позволено». Достоевский – актуален. Если «первый разряд» окончательно конституируется, то дальнейшее известно: первый разряд имеет власть и дозволяет своей совести распоряжаться жизнью людей из второго разряда. Ценностная ориентация будет очень простой: «Важно самому попасть в первый разряд и закрепиться в нём, а второй может вымирать»; «На земле стало много лишних людей»; «Тем, кто не нужен для первого разряда – можно дать умереть».

Для людей «первого разряда» нет понятия «народ».

Библейский пророк говорит: «они едят народ мой, как едят хлеб» (Пс. 13:4), и эти «они» здесь не враги - захватчики, а те, из «своих», кто стали враги народа: «Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?» (Пс. 13:4)
Как они «вразумятся»? Совесть тех, кто причислился к первому разряду, спокойна. Они говорят и повторяют, что на «Руси воруют», что «испокон веку так было, так было всегда»… Рефрент спокойной совести: «Так было всегда».

Одна из самых пронзительных идей Достоевского – «Если Бога нет, то всё позволено». В России сегодня «всё позволено, если» – если есть ресурс… Даже суд и правоохранительная система превращаются в органы, которые помогают внедрять принцип, что «всё позволено, если…». Всё – до убийства. До умерщвления масс.

Историческая жизнь в России (и жизнь России в истории) всегда зависела от церковной жизни. Идеология в России основывалась на истинном учении, – которое содержит Церковь. Однако, как полагал св. Иоанн Кронштадский, последние времена истории будут отмечены, прежде всего, тем, что и в Церкви появится существенное разделение, оно проявится как – «равнодушие предстоятелей церкви к поглащению истины неправдой».
Тогда произойдёт выделение предстоятелей в отдельный «разряд»; это – признак последних времён мировой истории; об этой опасности предупреждает св. Иоанн Кронштадский: «Индифферентизм пастырей будет последним явлением церковной жизни при необычайном развитии материальной обеспеченности. Наступит такое явление… пастыри – пасущие самих себя, проповедь – звуки голоса. Куда будет стремиться такая церковь? Как блуждающая комета стремится куда-то и сталкивается с чем-то, с какой-то другой кометой, так и церковь блуждающая стремится к слиянию с другой блуждающей церковью – синагогой иудейской, ибо обе они в лице предстоятелей, отпавших от истины, поклоняются золотому тельцу, т.е. блуждают во тьме, подобно своему прототипу, лже-апостолу, Иуде-предателю».

Распад церковной иерархии с выделением «первых» как отдельного «разряда» – это будет явление крайне бедственное, антинародное, антицерковное. Только там, где нет разделения на «разряды», там – народ: и народ русский, и народ Божий.

В Смутное время верх взяли силы «народного единства»… Во время Перестройки верх взяли силы, которые действовали на распад «народного единства». Действие этих сил не было никак нейтрализовано, не было остановлено, ему не препятствовали, и не было никакого знака, что этим силам было оказано хоть кем-то – какое-либо противодействие. Сравнение со Смутным временем для современной жизни России – прискорбно.

Библейские основания русской идеологии. Сборник статей. – М., 2016

 


  Библиотека
© Национальный медиа-союз,
2013-2019 г. г.