16 августа 2016 г. Просмотров: 2732
Каклюгин Н. В., врач психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук
Череда жестоких убийств потрясла Кубань в июле. После совершения одного из таких бессмысленных по степени своей жестокости преступлений установлена личность преступника, 14 июля изнасиловавшего и убившего 15-летнюю девочку в районе железнодорожной станции Магри в окрестностях Сочи. 1 августа подозреваемого в убийстве задержали в поселке Рассвет Ростовской области. Им оказался 33-летний житель Улан-Удэ Сергей Тхоров. Правоохранители искали его более двух недель.
Судя по фото, что подтверждают и средства массовой информации, этот монстр – человек, как минимум один раз отбывавший длительное наказание в местах лишения свободы и в настоящее время ведущий асоциальный образ жизни. На записи одной из камер внешнего наблюдения ж/д станции, где все и произошло, опубликованной в интернете, видно, как некий мужчина тащит девочку с платформы на рельсы. На кадрах видно, что преступник напал на нее, когда она стояла в углу железнодорожной платформы. Мужчина обхватил потерпевшую за шею и спустился с ней на железнодорожные пути. Там девятиклассница попыталась вырваться, но злоумышленник повалил ее на рельсы и нанес несколько ударов тяжелым предметом по голове. Уже после убийства преступник оттащил труп с железнодорожного полотна, сексуально надругался над ним и бросил тело школьницы под мостом. По предварительной версии следствия, убитая ждала на станции родного брата, который спустился к морю на несколько минут. В этот момент на нее и напал этот мерзавец.
Другая кровавая история. Ранним утром 4 июля Евгений Н. ворвался в частный дом в станице Марьянской Краснодарского края с ножом, где устроил настоящую резню с массой ни в чем не повинных погибших людей. Жертвами стали его бывшая сожительница – 31-летняя Людмила Д., её отчим, 52-летний Александр С., супруг, 45-летний Евгений Б. и сводный брат, 23-летний Сергей С. 53-летняя мать экс-супруги также попала под нож преступника и была госпитализирована в реанимационное отделение, но через некоторое время также скончалась. Старшей дочери погибшей женщины удалось убежать из дома и сообщить в правоохранительные органы о совершенном преступлении. Совершив преступление, мужчина забрал свою трехлетнюю дочь и на автомобиле скрылся. Через несколько часов сотрудники полиции задержали подозреваемого и разыскали девочку в Краснодаре. Поимке предшествовала погоня с участием экипажей ДПС, патрульно-постовой службы и вневедомственной охраны. На одной из улиц Краснодара автомобиль мужчины удалось блокировать ценой разбитого полицейского автомобиля, оказать сопротивление водитель не успел. Называемый основным мотив убийства – на почве ревности к женщине и неприязни к ее нынешнему сожителю, которые не давали видеться убийце со своей дочерью. Они и оказались в основном фокусе его внимания. Но при чем здесь все остальные? Преступник убивал всех без разбора. Это не первое его преступление. На видео в момент задержания на его ногах можно увидеть татуировки, обозначающие то, что убийца ранее уже находился в местах лишения свободы. "Один в четырёх стенах", похожее на цифру "5" в домино, свидетельствует об этом. Выбитое в татуировке слово "Зло" чётко характеризует данную личность.
После задержания 39-летний Евгений Н., подозреваемый в убийстве, покончил с собой в камере предварительного заключения СИЗО.
Еще более свежая новость из этой страшной серии. 28 июля в Краснодаре зарезаны 66-летняя бабушка и трое ее внуков – мальчик 12 лет и девочки 9 и 7 лет. Все они были найдены у себя дома со множественными колото-резаными ранами. Судя по всему, убивали семью по очереди: на пороге дома следователи обнаружили тело внука, в коридоре – бабушки, а в ванной – обеих девочек. Внуков бабушке на лето привезли родители, которые живут и работают в другом районе города. Подозреваемый уже назван, его активно ищут. Это сын соседки убитой, судившейся несколько ранее с ней из-за спора за межу между их частными домами, 28-летний Данилов Денис Игоревич. Именно ее в прессе называют, что называется, заказчиком преступления. Погибшая суд по межеванию выиграла, что могло стать мотивом для того, чтобы проигравшая судебное разбирательство женщина решила таким образом отомстить. Несколько позже, подозреваемый в убийстве пожилой женщины и троих детей Денис Данилов был пойман и дал признательные показания. Он пояснил, что решил учинить расправу за издевательства над близкими. "Эти граждане троллили мою семью... и у меня такой момент был... пойти там... и долбануть", – поясняет во время допроса правоохранительным структурам Денис Данилов. – Я не знал, кто был в доме и я пошел". Как именно "троллили" семью убийцы, задержанный пока так и не пояснил. Детей и их бабушку похоронили 31 июля в Краснодаре.
Ему было всё равно кого убивать – хоть стариков, хоть маленьких детей. Повод ничтожен, гибель ни в чем неповинных людей реальна... Поведение на видеозаписи фрагмента допроса молодого убийцы, выложенного в интернет, позволяет судить о его явной неадекватности. Несколько позже, 4 августа в Краснодаре обнаружили тело пожилого мужчины, который является отчимом Дениса Данилова. "Тело мужчины с признаками повешения обнаружили накануне в его гараже. Мужчина является сожителем матери подозреваемого в совершении убийства четырёх человек 28-летнего Дениса Данилова" – сообщили в оперативных службах. Убийство за убийством, после самоубийства или убийц, или их родственников. В чём же причина? Почему с каждым годом растёт жестокость наших соотечественников, всё бессмысленнее и изощрённее в садизме преступников становятся правонарушения?! Люди так просто, находясь в стрессовом состоянии, под гнетом жизненных обстоятельств и сами уходят из жизни, и стремятся забрать с собой побольше невинных жертв. Никакой стрессоустойчивости, всё на импульсах, аффектах. Кошмарный калейдоскоп смертей, колесница смерти подбирает всё новых и новых жертв.
Вспоминается недавняя подобная трагедия здесь же, на Кубани. 16 ноября 2013 года в одном из домов станицы Староминской по улице Заводской произошло жестокое убийство 36-летней женщины, ее 19-летней дочери и 23-летнего зятя. Позднее в больнице скончалась еще одна жертва – 12-летняя девочка. После совершения преступления убийца семьи из 4-х человек прятался в камышах на окраине станицы Староминской. В итоге Краснодарский краевой суд направил его на принудительное лечение. По результатам проведенной психолого-психиатрической экспертизы было установлено, что у 39-летнего Евгения Марушко имеются признаки временного психического расстройства. Можно предположить, что его временность связана с приемом мощных наркотических или психотропных средств, если в комментарии правоохранительных структур речь не идёт об алкогольном опьянении.
Что же происходит с нашим обществом, если с каждым годом мы наблюдаем все более жестокие последствия животных, абсолютно нечеловеческих выходок одичавших или в своей безнаказанности в статусе V.I.P.-чиновников, или, наоборот, "опущенности" на социальное дно маргиналов, люмпенов?
Во-первых, необходимо отметить, крайне низкий уровень работы системы МВД РФ на местах по профилактике преступлений. Он практически нулевой. Полиция приезжает только на трупы. Даже если люди, будучи ещё живыми, неоднократно сообщали в правоохранительные структуры о фактах угроз со стороны определенных лиц, на их призывы о помощи оперативно реагируют крайне редко. Российские законы таковы, что факт угрозы жизни должен быть настолько тщательно задокументирован, с видео и аудиозаписями таковых угроз, что Уголовный кодекс удаётся включить в работу в единичных случаях. Угрозами не считаются косвенные фразы типа "Жди гостей" или "Ты будешь наказан", а только прямые указания: "Я тебя убью", "Мы застрелим тебя" и т.п. Более того, в угрозе должно присутствовать пояснение, каким орудием будет совершено убийство: ножом, пистолетом, лопатой и пр. Поэтому чаще всего участковые крайне неохотно занимаются такого рода заявлениями. Для них это "висяк", ещё одно неотработанное заявление. А ведь большинство нападений и даже убийств непременно начинались с угроз, на которые мало кто реагирует, хотя по закону (ст. 119 УК РФ) угрозы – это уголовно наказуемое деяние ("Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью"). Автор лично столкнулся с этой проблемой, когда пытался подать заявление об угрозе жизни со стороны лидера псевдоправославного крыла одной из неопятидесятнических сект, занимающихся вербовкой новых адептов из числа наркозависимых. На присланное им в диалоге SMS-сообщение "Жди гостей" я уточнил: "Ты угрожаешь мне физической расправой?" В ответ поступило: "Господь моё оправдание". Однако, в итоге мне пришёл отказ в возбуждении уголовного дела. Знакомые силовики так мне и пояснили: "Твоим делом займутся, только когда тебя убьют".
В нашем обществе крайне важно изменить в корне отношение к угрозам такого рода, сформировать общественное мнение, категорически к ним нетерпимое, довести до суда и непременного сурового наказания хотя бы несколько случаев и сделать их предметом гласности для того, чтобы ситуация изменилась. Здесь, безусловно, важна слаженная работа правоохранительных структур и средств массовой информации.
Во-вторых, вызывает серьезные нарекания работа психолого-педагогического направления как в системе Федеральной службы исполнения наказаний, откуда к нам потом выходят абсолютно неготовые к выходу в "большой мир" люди с изломанной годами "отсидки" психикой, извращенными понятиями морали и чести, перевёрнутой "с ног на голову" системой смыслов и ценностей, в том числе с малых лет отсидевшие длительные сроки за убийство и статьи, связанные с незаконным оборотом наркотиков, сами активные, психически и духовно нездоровые наркопотребители со стажем, так и в системе наркологической службы, где "хромает на обе ноги" постлечебный и постреабилитационный патронат лиц, прошедших лечение и реабилитацию в государственной наркологии. Ни социальные работники, ни психологи, ни сами наркологи в силу и без того большой нагрузки в связи с другими задачами, поставленными им руководством, не способны регулярно контактировать с этим проблемным контингентом, проводить с ним социальную и психокоррекционную работу. Более того, несмотря на значимость данного направления, штаты здесь всё время сокращаются или их деятельность на поверку оказывается номинальной, "на бумаге". Авторское мнение основано на опыте своей прошлой работы в качестве заместителя главного краевого нарколога по реабилитационной работе.
Если посмотреть на личности убийц из описанных выше, то все они ранее находились в местах заключения и, получается, вышли "в мир" снова, чтобы отправить в могилу ещё массу ни в чём неповинных людей, включая малолетних детей. Часть из них принимала наркотики, злоупотребляла алкоголем, но все они оказались вне поля зрения соответствующих служб до совершения столь тяжких преступлений, повлекших гибель людей. Таким образом, можно вполне четко утверждать – никакой профилактики правонарушений в нашей стране в должном объеме не проводится. И в итоге мы имеем, что имеем – просто шквал массовых убийств, изнасилований, случаев педофилии, совершаемых как маргинальными, деклассированными элементами, так и высокопоставленными чиновниками, в том числе даже из числа сотрудников правоохранительных структур. Российские новостные ленты изобилуют такого рода информацией и, к сожалению, из года в год ее доля в числе иных новостей всё больше.
И это вполне объяснимо. Здесь кроется третья, как мне кажется, основная причина одичания внутреннего мира наших сограждан, из которой вытекают все иные проблемы в этой сфере. Российское общество в целом переживает глубочайший духовно-нравственный кризис. Происходящие в России и в мире процессы расслоения общества составляют основу кризиса социальной сферы, который может быть обозначен термином "аномия". Аномия (греч. "a" – отрицательная частица, "nomos" – закон) – социально-психологическое понятие, обозначающее любые виды нарушений в ценностно-нормативной системе общества. Термин был предложен французским социологом и философом, основателем французской социологической школы Эмилем Дюркгеймом в 1897-м году для объяснения отклоняющегося поведения (суицидальные настроения, апатия и разочарование). Состояние аномии обусловлено нравственным кризисом общества, противоречиями между провозглашаемыми целями и невозможностью их реализации для большинства людей в стране и, как правило, связано с практической изоляцией (одиночеством) человека от общества и разочарованностью его в жизни. Конфликт между целями и средствами их достижения может привести к аномическому напряжению, фрустрации и поиску незаконных способов адаптации. Данное обстоятельство отчасти объясняет высокий уровень преступности среди низших социальных слоев.
Проявления аномии особенно заметны в трех сферах – сфере межличностных отношений, культурной и социальной. В обществе, с одной стороны, усиливаются взаимное недоверие, враждебность, соперничество, агрессивность и насилие, с другой – налицо тенденция к возникновению закрытых групп и появлению различных субкультур. В культурной сфере происходит ниспровержение традиционных культурных ценностей, изменение правил и принципов интерпретации событий, появление конфликтных систем ценностей, состояния культурного вакуума при отсутствии каких-либо видимых альтернатив.
Эмиль Дюркгейм рассматривал социальные отклонения преимущественно как следствие нормативно-ценностной дезинтеграции общества. Роберт Мертон, один из наиболее ярких последователей Эмиля Дюркгейма, рассматривает девиантное, то есть отклоняющееся от нормы поведение, как результат несогласованности между определяемыми культурой устремлениями и социальной структурой, задающей средства их удовлетворения. Например, в современной американской культуре доминирует идея благосостояния, которая в свою очередь определяет высокую индивидуальную значимость успеха. Через социальные нормы культура определяет не только цели, но и легитимные способы их достижения. Так, если человек усердно трудится, его "американская мечта" в конце концов должна стать реальностью. Но что для русского человека значит эта самая "американская мечта", ведь в его базовой системе ценностей издревле заложены совершенно иные приоритеты, да и условия, в которые он поставлен изначально, кардинальным образом отличаются от тех, что созданы на Западе? При этом современные средства массовой информации, ориентированные на молодежную аудиторию, старательно прививают подрастающему поколению россиян, абсолютно несоответствующие их изначальному внутреннему мироощущению ценности, искажая истинный смысл установленных предыдущими поколениями нравственных законов.
Аналогичная информационная атака проводится и на семьи подростков. Основное проявление семейной аномии, отмечавшееся еще Эмилем Дюркгеймом – это нарушение равновесия внутрисемейных отношений, характеризующееся увеличением числа супружеских измен, ссор, разводов. Нередко им сопутствуют алкоголизация и наркотизация. Именно неполные семьи в будущем плодят морально деградировавших преступных элементов, в том числе и из числа наркозависимых лиц. Это подтверждают данные, полученное мной в процессе подготовки и защиты мной на базе Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского кандидатской диссертации. Более 80% проходящих в моём диссертационном исследовании лиц с отягченным наркоманией и пребыванием в местах лишения свободы анамнезом вышли из неполных семей.
Писатель Сергей Баймухаметов в своей книге, одной из лучших в жанре приближенного к документальному повествования, "Сны золотые. Исповеди наркоманов" пишет: "Нынешние мерзкие, грязные, подлые и способные на все привокзальные и прочие беспризорники – наши дети. И если они – монстры, то в немалой степени потому, что мы сами – уроды". Достаточно жесткое отражение ситуации, но именно так это по сути и есть. Больные семья и общество плодят больных детей. Которые потом вырастают, создают свои еще более больные, чем в прежнем поколении, семьи и тоже плодят детей. В еще большей степени больных. В рамках какой культурной и религиозной традиции воспитывать свое продолжение рода им совсем неведомо. В итоге из поколения в поколение в нашем обществе возрастает степень морально-нравственной, духовной деградации и частота психологических и психических отклонений. Здесь алкоголизм, наркомания и токсикомания – лишь одни из многих проявлений становящейся чрезвычайно деструктивной современной социальной среды.
"По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые". С этими словами из Евангелия от Матфея невозможно не согласиться. С каждым поколением эта ситуация становится всё сложнее. Если мы не усилим работу по духовно-нравственному перевоспитанию и психолого-педагогической коррекции лиц с асоциальным поведением в системе ФСИН, МВД и наркологической службе, общественных организациях, работающих с этим сложным по определению контингентом, не забывая при этом об усилении такого же рода работы и с персоналом, и с семьями проблемного контингента, ситуация с каждым годом будет лишь ухудшаться. Жестокость порождает жестокость, замкнутый круг можно разорвать только профессионализмом, подпитанным верой в возможность исправления каждого и любовью к людям специалистов, желающих искренне помочь заблудшим душам обрести возможность найти путь к трезвению и выходу в жизнь без зла и насилия.
Жаль, что это понимают далеко не все, плоды чего мы с вами пожинаем в том числе и на Кубани.
Источник: http://narkotiki.ru/5_84812.htm
|