СОЮЗ ПАТРИОТИЧЕСКИХ СМИ
Поделиться в соцсетях:

Десятилетие детства. Чего ждать родителям?

18 сентября 2017 г.

Ольга Леткова, Ассоциация родительских комитетов и сообществ (АРКС)

    Председатель Правления Ассоциации родительских комитетов и сообществ (АРКС) О.В.Леткова дала правовой комментарий Плану Десятилетия Детства

   29 мая 2017 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 240, в котором 2018-2027 годы в Российской Федерации объявлены Десятилетием детства. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок поручено утвердить план основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства. На сегодняшний день утверждение Плана перенесено на неопределенный срок в вязи с большим количеством поступающих предложений.
Казалось бы, родителям, как никому другому, нужно всемерно поддерживать это благое намерение, выражающее особую заботу государства о будущем поколении. Но всё не так просто.

 
Что на самом деле происходит?

Вспомним, что предыдущий План действий в интересах детей принимался на основе Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-1016 годы, которая являлась аналогом европейской Стратегии действий в интересах детей. Стратегия имела откровенно ювенальное содержание, была кулуарно подготовлена лоббистами ювенальной системы и предложена Президенту для подписания в кратчайшие сроки без какого-либо обсуждения в обществе. Это вызвало негодование родителей и волну протестов по всей стране.

В основе нового Плана никакого стратегического документа не заложено. Это объясняется очень просто. Новая Стратегии Совета Европы по обеспечению прав ребенка на период 2016 - 2021 гг. содержит прямой запрет наказания детей родителями и других воспитательных ограничений, предусматривает произвольное вмешательство государственных чиновников в дела семьи с возможностью отбирания детей, требует введения правосудия, дружественного к детям (ювенальная юстиция), секспросвета и гей-пропаганды среди несовершеннолетних, устанавливает право детей на неограниченный доступ к информации в интернете и т.п. Не удивительно, что этот документ вызвал большой общественный резонанс (СМ. Ювенальная юстиция побеждает )

В итоге при принятии Стратегии в Комитете министров Совета Европы представитель России сделал интерпретирующее заявление, в котором было обращено внимание на её положения, противоречащие Концепции государственной семейной политики России на период до 2025 года. По сути, было заявлено, что российская сторона не может принять Стратегию в ее целостном виде и оставляет за собой право принимать решение о реализации тех направлений документа и об участии в тех конкретных профильных форумах, которые отвечают национальным интересам Российской Федерации
( СМ. - Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с принятием КМСЕ «Стратегии Совета Европы по обеспечению прав ребенка на период 2016-2021 гг.» )

Тем не менее, бывший министр образования Дмитрий Ливанов принял участие в процедуре имплементации этой Стратегии в страны-члены СЕ в Софии в апреле 2016 года, чем подтвердил признание этого документа Россией.

Однако имплементировать новую европейскую Стратегию в России без изменения её основных подходов не так-то просто. Это может вызвать новый виток общественного протеста. Судя по всему, чтобы избежать шума, и был придуман «ход конём» - принять новый План действий в интересах детей без принятия самой Стратегии, то есть, не объясняя обществу, да и руководству страны тоже, для чего нужны те или иные меры и к чему они могут привести, а, главное, что за «детский рай» мы, собственно, строим в России и какие цели преследуем. Ведь в отличие от стратегий или концепций, которые являются долгосрочными идеологическими документами, план действий принимается каждый год, причем кулуарно, без широкого общественного обсуждения. Это позволит тихо и спокойно ввести в России все те требования, которые предъявляют к нам западные «партнеры».

Следует отметить, что любой план действий представляет собой перечень мероприятий, направленных на решение тех или иных задач. Однако в результате вышеописанных инсинуаций в России сложилась беспрецедентная ситуация, когда задачи государства в сфере детства, которые Правительство намерено решить и на которые пойдут немалые бюджетные средства, так и не определены.

В итоге на сегодняшний день правительственный проект Плана мероприятий Десятилетия детства больше похож на «ералаш», который состоит из разнородных, часто невнятных и даже противоречивых предложений различных ведомств и организаций, среди которых, как и ожидалось, немалую долю занимают замаскированные ювенальные инициативы. Этакий общественный компромисс.

Что конкретно предлагается?

В проекте Плана от 25 июля с. г. (версии постоянно меняются) в первую очередь обращают на себя внимание откровенно ювенальные предложения, касающиеся вопросов защиты прав детей, профилактики семейного неблагополучия и насилия.

Так, в пункте 165 Плана предлагается обеспечение мер по предотвращению суицидов и всех форм насилия. Таким образом, очень правильное и важное поручение Президента Владимира Путина о борьбе с информационными ресурсами, подталкивающими детей к самоубийству, ловко смешано с так называемой «борьбой с насилием», под которым понимается нарушение широких либеральных прав детей. Согласно законопроекту «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия», который постоянно на протяжении многих лет пытаются протолкнуть лоббисты ювенальной системы, под насилием понимается не только и не столько физическое наказание, а даже угроза его, любые запреты или ограничения, критика и замечания в адрес ребенка, лишение его карманных денег или любого имущества, на которое он имеет право как член семьи (в частности, компьютер, телевизор и т.д.), ограничение его половой свободы (обратите внимание, не защита половой неприкосновенности ребенка, а напротив, его половой свободы, то есть свободы вступать в ранние половые связи) и многое другое, что нормальные люди привыкли считать не насилием, а обычным воспитанием. Законопроектом же добросовестные действия родителей по воспитанию своих детей по сути признаются противоправными. Любое нарушение широких прав ребенка согласно законопроекту приводит в первую очередь к изоляции ребенка, то есть помещению его в приют, с обязательным предписанием родителям не приближаться к «жертве» (охранный ордер) и дальнейшей всесторонней ответственности (от материальной до уголовной). Это западная калька ювенальной системы, по которой за рубежом детей у родителей отнимают по самым абсурдным поводам, а точнее, за любые попытки воспитания. И вот под благовидным предлогом борьбы с суицидами несовершеннолетних искусственно разворачивается настоящая война против семьи и наших традиционных ценностей. Такие скрепы очень характерны для лоббистов ювенальной системы, постоянно мимикрирующих и прикрывающихся патриотической и просемейной риторикой. Разве кто-то посмеет возражать против противодействия детским суицидам, тем более, если это исходит от самого Президента? Под это можно пропихнуть всё, что угодно.

В пункте 103 Плана предусматривается подготовка предложений по актуализации положений Семейного кодекса РФ и отдельных законодательных актов РФ в вопросах уточнения отдельных терминов и определений, например, понятия «насилие» и «жестокое обращение» с целью исключения их неоднозначного толкования в правоприменительной практике. Учитывая, что эти понятия на протяжении последнего десятка лет постоянно пытаются истолковать в западном либеральном духе, следует ожидать законодательного закрепления широких критериев, позволяющих признавать насилием и жестокостью любые, даже самые безобидные действия родителей по воспитанию своих детей, не говоря уже о физических наказаниях и ограничениях. Понятно, что это ещё один путь внедрения ювенальной системы, который может привести к очень тяжелым последствиям для семей и для всей страны. Даже если ребенка не отберут, а родителей не посадят, запрет на воспитание сам по себе приведёт к потере целых поколений.

В пункте 158 предусматривается содействие разработке и реализации в субъектах Российской Федерации мероприятий по оказанию помощи детям и подросткам в случаях жестокого обращения с ними при грантовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, который вместе с Фондом защиты детей от жестокого обращения является на сегодня одним из главных толкателей ювенальной системы в России. Как ни странно, но через эти фонды огромные бюджетные средства вместо реальной помощи семьям расходуются на внедрение западных ювенальных технологий.
В План внесен целый ряд предложений Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, направленных на внедрение ювенальных механизмов и их финансирование.

Так, в пункте 164 Плана вышеназванным Фондом предлагается поддержка деятельности общероссийского детского телефона доверия (и вновь под благовидным предлогом оказания экстренной психологической помощи детям и родителям, профилактики суицидального поведения подростков).

В пункте 159 - развитие инициативы детей по вопросам, касающимся их законных интересов и прав, в том числе на базе Международного детского центра «Артек» и Всероссийского детского центра «Орленок».

В пункте 191 Плана Фонд предлагает проведение Всероссийской выставки-форума «Вместе ради детей!» - федеральной коммуникационной площадки для выявления и распространения новых технологий и актуальных практик по сокращению детского и семейного неблагополучия.
Большую тревогу вызывают предложения, касающиеся профилактики социального сиротства.

В частности, в пункте 111 предлагается совершенствование нормативного правового регулирования в сфере деятельности по профилактике сиротства, опять же, под благовидным предлогом сохранения семьи. На самом деле профилактика социального сиротства представляет собой возможность установления практически над любой семьей контроля (социального патроната, социального сопровождения), который предполагает не только вмешательство (часто необоснованное) в дела семьи, в процесс воспитания детей, в частную жизнь людей, но и возможность отбирания ребенка и помещения его в приют на так называемую «реабилитацию» на сколь угодно долгий срок и без какого-либо решения суда. Такой контроль устанавливается исключительно по усмотрению чиновников или, того хуже, НКО или «общественников», критерии его очень широки и неопределенны, что позволяет признать социально неблагополучной практически любую семью и вмешаться в её жизнь.
В данном пункте говорится о принятии законодательства, узаконивающего такое широкое вмешательство.

В пункте 104 Плана предлагается совершенствование семейного законодательства по вопросам лишения родительских прав и ограничения в родительских правах, регулирующего вопросы отобрания несовершеннолетних из семей, а также механизма работы с семьей при отобрании ребенка. Механизм работы с семьей при отобрании ребенка – это ювенальный алгоритм работы с семьей, предлагаемый председателем Благотворительного Фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Еленой Альшанской и Председателем правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александром Спиваком, который предусматривает раннее вмешательство в семью, когда семья, как излагают адепты этой системы «ещё сама не знает, что у неё могут быть проблемы» (то есть во вполне благополучную семью), и вновь под видом защиты от отобрания детей и лишения родительских прав. Этот западный ювенальный проект построен на сомнительной с точки зрения и социологии, и права логике, согласно которой чем раньше государство вмешается в семью, тем больше шансов в будущем сохранить эту семью. Данный алгоритм активно проталкивается Уполномоченной по правам ребенка Анной Кузнецовой совместно с указанными прозападными фондами. Поэтому вместо реальных предложений по защите и укреплению семьи следует ожидать выдвижения этого ювенального алгоритма. Это уже было сделано А.Ю. Кузнецовой при подготовке доклада Президенту Владимиру Путину по его поручению об анализе практики отбирания детей из семей и вмешательства в семью.

В единстве с этим пунктом следует рассматривать и пункт 106 Плана, в котором предусматривается введение административной ответственности должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за неисполнение обязанности по незамедлительному информированию других органов и учреждений системы профилактики в порядке, установленном статьей 9 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", то есть предлагается привлекать к ответственности всех лиц, которые не сообщили куда следует о своих подозрениях о возможных нарушениях прав детей, в том числе со стороны родителей. Это предложение также внесено Уполномоченной по правам ребенка А. Ю. Кузнецовой и призвано обеспечить выявление тех самых «неблагополучных семей», признаваемых таковыми по произвольному усмотрению чиновников, с последующим установлением контроля (социального патроната, сопровождения) и возможным отбиранием детей.

Одновременно в пункте 39 Плана предусмотрена поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций, являющихся исполнителями общественно полезных услуг и занимающихся вышеуказанной деятельностью.

В единой связи с этим нужно рассматривать и предложение по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации (пункт 153 Плана), которая предусматривает под видом сопровождения семей с детьми-инвалидами, вмешательство третьих лиц в любые семьи, имеющие детей, а также пункт 139 Плана, предусматривающий реализацию плана мероприятий по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних до 2020 года. Эти документы были разработаны кулуарно без какой-либо огласки и обсуждения с институтами гражданского общества.

При этом в пункте 12 Плана предусматривается расширение масштабов оказания государственной социальной помощи семьям с детьми на основе социального контракта, в пункте 15 - совершенствование налогового законодательства Российской Федерации в части (среди прочего) развития института семейного патроната, а в пункте 19 среди объектов по строительству инфраструктуры детства указывается строительство в 2019-2025 годах реабилитационных центров, то есть приютов, куда помещаются дети, отобранные из семей в порядке «профилактики». То же самое относится к пункту 21 Плана, в котором предлагается создание наряду с другими организациями дошкольного образования ясельных групп в учреждениях социального обслуживания.

Предлагается разработать систему мер по усилению административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних родителями или иными лицами, на которых возложены эти обязанности (пункт 106 Плана).
В План включено много сомнительных предложений в сфере образования.

Так, в пункте 55 Плана предлагается создать не менее 30 сетей школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания. Что это за новые технологии, не разъясняется. Но по опыту предыдущих лет ясно, что инновации в системе образования, и, тем паче, воспитания, несут в себе опасность, так как направлены на разрушение традиционных ценностей в данной области.

Вызывает тревогу пункт 58 Плана, направленный на реализацию Концепции развития психологической службы в системе образования, так как школьные психологи также занимаются выявлением семейного неблагополучия, насилия и жестокости.

Очень внимательно нужно отнестись к предложению, изложенному в пункте 62 Плана: «Внедрение предмета «Семьеведение» (или «Основ семейной жизни») в общеобразовательные программы, разработка перечня рекомендуемых практик преподавания семьеведения, подготовка специалистов данного профиля». Данное предложение может быть чревато внедрением под видом семейного образования программ полового воспитания. Необходимо добиваться введения в школы конкретной образовательной программы «Нравственные основы семейной жизни», разработанной монахиней Ниной Крыгиной, которая успешно реализуется уже в 30 регионах России. Странно, что Уполномоченная по правам ребенка Анна Кузнецова, будучи матушкой, предлагает ввести не этот курс, а некие «практики».

Планируется также дальнейшее продвижение инклюзивного образования, которое вызывает множество проблем в образовательном процессе. Можно понять, когда вместе со здоровыми детьми обучается ребенок с физическими недостатками. Но когда в классе находится психически больной человек, который бьется в припадках, срывает уроки, неадекватно и агрессивно ведет себя с одноклассниками и учителями, то это создает множество проблем и для школы, и для самого ребенка, которого не принимает коллектив. Такое положение может привести к трагическим событиям. Ведь психически больной ребенок не понимает, что творит и может пойти на любые крайности. Но даже если этого не случится, подобное объединение здоровых детей с больными часто наносит непоправимый вред и тем, и другим. Эти вопросы поднимают многие родители, но инклюзивное образование по западному образцу продолжают настойчиво внедрять в России без всякого общественного обсуждения.

К примеру, в пункте 57 Плана предусмотрен сбор и обобщение лучших существующих практик инклюзивного образования детей, создание условий для их тиражирования, а в пункте 128 - создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовательных организациях дошкольного, общего и дополнительного образования детей.

В сфере охраны здоровья детей также предлагается много новаций, которые затрагивают интересы и права родителей.
В частности, в пункте 42 Плана предлагается разработать Федеральный закон «Об охране здоровья детей в Российской Федерации». Следует иметь ввиду, что в последние годы всё более усиливается тенденция защиты прав детей, независимо от прав других лиц, а иногда и вразрез правам родителей. Уже сегодня в Федеральном законе «Об основах системы охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлен приоритет прав детей на охрану здоровья над правами всех других лиц. В итоге родители не имеют права даже знать о медицинских диагнозах своих детей, достигших 15-летнего возраста, не то, что принимать участие в решении вопросов охраны их здоровья. Это касается и вопросов оперативного вмешательства, лечения наркомании, алкоголизма и других опасных привязанностей, беременности и родов и т.д. В настоящее время продолжается дальнейшее посягательство на права родителей в этой области, особенно в части возможности отказа от прививок, выполнения срочных операций и т.д. Нужно ли объяснять, что специальный федеральный закон, призванный обеспечить права детей в этой области, станет продолжением этой тенденции. Скорее всего, будут введены новые, более жестокие правила, по которым права родителей по принятию решений в сфере охраны здоровья своих детей фактически перейдут к уполномоченным государственным органам. Родителям же останется лишь беспрекословно выполнять назначения врачей под угрозой отбирания ребенка.

В пункте 51 Плана указывается на необходимость расширения национального календаря профилактических прививок. Это может стать проблемой для многих родителей. Ведь если в настоящее время родители самостоятельно решают вопрос о прививках своих детей, то после принятия вышеуказанного федерального закона велика вероятность, что все они будут носить обязательный характер.

Немалую тревогу вызывает пункт 160 Плана, в котором предлагается создание методической библиотеки в части, касающейся обработки персональных данных несовершеннолетних на портале «персональныеданные.дети». Цель создания такой библиотеки не ясна, но очевидно, что сбор персональных данных о детях на одном портале может привести к утечке данных и перейти в руки недобросовестных пользователей.

В Плане содержится ещё множество сомнительных предложений. Многие пункты Плана сформулированы неконкретно, размыто, ничем не обоснованы, что позволяет ввести под их прикрытием любые меры.

Но и того, что уже есть, вполне достаточно, чтобы понять, что в План внесено достаточно много предложений, направленных на внедрение в России ювенальной системы, последствием принятия которых может стать разрушение семей и наших традиционных семейных ценностей, что на самом деле опасно для детей, родителей и для всего государства. Можно сказать, что это очередной ювенальный накат на семью, причем со всех сторон. В плане практически не предлагается реальных мер защиты и укрепления семьи, сохранения наших семейных традиций и ценностей.

При этом в пункте 198 Плана предусмотрено создание Координационного совета при Правительстве РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства. Это значит, что эти пункты Плана будут находиться на контроле и их реализация будет материально стимулироваться и продвигаться сверху. Поэтому очень важно, какие предложения в итоге войдут в этот документ, а какие-нет.

Чего хотят родители?

Родители хотят, чтобы государство защищало не широкие либеральные права детей, не противопоставляло детей их родителям, чтобы оно не присваивало себе родительские права, а защищало семью, всемерно помогало родителям осуществлять заботу о своих детях, их развитии и воспитании, было союзником в этом важном деле.
Родители хотят, чтобы государство, как и во все века, признавало особое положение материнства и отцовства в обществе, уважало родительский труд по воспитанию своих детей, признавало его значимость для государства, предоставляло семье необходимую автономию в решении своих внутренних вопросов и в воспитании детей, защищало семью то необоснованного вмешательства и разрушения, обеспечивало её неприкосновенность, оказывало необходимую поддержку.
Но как ни странно, сегодня именно эти, фундаментальные права родителей и семейные ценности подвергаются наибольшей дискриминации, несмотря на то, что полноценное развитие и улучшение жизни ребенка возможно лишь на основе укрепления и поддержки семьи.
Поэтому в Семейном кодексе необходимо прописать ряд принципов, закрепляющих вышеназванные основы семейного права, включая принцип уважения к природе семьи и ее естественному назначению, принцип добросовестности родителей, принцип автономии семьи и невмешательства в частную жизнь семей, принцип приоритета родительских прав, принцип целостности и неприкосновенности семьи. Эти принципы должны создать правовой щит от всевозможных инициатив, посягающих на наши семьи, разрушающих традиционные семейные ценности нашего народа.

В Семейном кодексе должно быть прописано, что право ребенка на семью является основополагающим правом и включает в себя право жить и воспитываться в родной семье.

Но и этого не достаточно. Необходимо изменить уже имеющиеся в законодательстве положения, позволяющие произвольное вмешательство в семью и необоснованное отбирание детей.

С целью исключения практики отбирания детей из социально незащищенных семей (из-за бедности и по другим социальным показаниям), требуется исключить из Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» положения, позволяющие помещать в приют на реабилитацию ребенка в случае обращения за социальной помощью.

Необходимо также провести разделение категорий семей на семьи, находящиеся в социально опасном положении (пребывание ребенка в которых действительно опасно и требует вмешательства специальных органов), и семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию, которым государство должно оказывать необходимую социальную помощь на добровольной основе без возможности применения репрессивных мер. Для этого необходимо ввести новые определения этих понятий.

Одновременно следует пересмотреть и оптимизировать разросшуюся систему органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. При этом назрел вопрос о ликвидации Комиссий по делам несовершеннолетних и возвращении районным судам полномочий по рассмотрению административных правонарушений по статье 5.35 Административного кодекса Российской Федерации (неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних). Одновременно нужно раскрыть в законодательстве содержание родительских прав и обязанностей во избежание их ущемления и произвольного толкования.

Защита права ребенка на кровную семью также требует прямого указания в законе на то, что постоянное или временное разлучение ребенка с его родителями против их воли возможно только в строго определенных законом случаях (лишения или ограничения родительских прав). При этом в Семейном кодексе необходимо уточнить перечень оснований лишения и ограничения родительских прав, исключив неконкретные формулировки и нераскрытые термины, позволяющие субъективное толкование данных правовых норм.

Необходимо внести дополнение о том, что лишение родительских прав не допускается в случаях, если невыполнение родителями своих обязанностей является вынужденным и связано со стечением тяжелых жизненных обстоятельств или трудной жизненной ситуацией.
Должна быть введена ответственность должностных лиц за незаконное изъятие детей.

Нужно обязать суд одновременно с рассмотрением заявления родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах рассматривать вопрос о порядке возвращения ребенка родителям.

Предоставить суду право при наличии оснований для лишения родительских прав, применять временное ограничение родительских прав в качестве более мягкой меры семейно-правовой ответственности.

Ограничить перечень лиц, по заявлению которых могут возбуждаться дела о лишении или об ограничении родительских прав.
Помимо этого, требуется предусмотреть ряд мер, направленных на борьбу с социальными пороками, которые способствуют распаду семей, являются основными причинами социального сиротства. Нужно вернуть возможность принудительного лечения от алкоголизма и наркомании по решению суда.
Необходима разработка и внедрение специальных проектов и программ, утверждающих традиционные семейные ценности, укрепляющих авторитет родителей и ценность семьи, направленных на улучшение духовно-нравственного состояния общества.

Помимо защиты права ребенка на семью, родителей волнуют и другие вопросы детства.

На сегодняшний день не полностью решен вопрос обеспечения доступности дошкольного образования, «болевыми точками» являются вопросы качества общего образования, контроля оценки знаний, уровня подготовки выпускников, содержания учебных программ, обеспечения прав и обязанностей участников образовательного процесса.

Требуется принятие системных мер, направленных на возвращение лучших традиций в образование.

Особое внимание следует уделить патриотическому и нравственному воспитанию подрастающего поколения, созданию и реализации программ и проектов, направленных на социализацию детей, формирование активной гражданской позиции, любви к Родине, уважения к старшим, высоких внутренних идеалов и норм поведения.

В сфере охраны здоровья детей необходимо закрепить право родителей на решение всех вопросов, касающихся охраны здоровья их детей, а также решить вопрос предоставления несовершеннолетним бесплатной медицинской помощи.

Необходимо дальнейшее развитие законодательства в части создания правовых механизмов, позволяющих блокировать негативный информационный контент, предусматривающих ужесточение ответственности производителей и поставщиков за распространение информационной продукции, оборот которой ограничен или запрещен законом. Требуются дополнительные меры, направленные на обеспечение информационной безопасности в школах и других детских организациях, развитие независимой экспертизы информационной продукции.

Создание безопасной игровой среды также является одной из приоритетных задач на данном этапе, так как до настоящего времени в Российской Федерации не принят закон об обороте детской игровой продукции, что создает дополнительные риски в области сбережения здоровья и развития детей. В особенности регламентации на законодательном уровне требуют вопросы производства и оборота компьютерных игр, а также обустройства детских игровых площадок.

Нужно создание новых механизмов помощи семьям с детьми, обеспечивающих полноценное содержание и развитие детей независимо от доходов родителей. Очень важным представляется выравнивание социального обеспечения детей, находящихся в приемных семьях, которые имеют возможность получения разносторонней помощи за счет государства, и детей, проживающих в кровных семьях, которые такой возможности не имеют.

Требуется, наконец, установить порядок обеспечения учета мнения родителей в принятии государственных решений, затрагивающих вопросы семьи и детства.
Это лишь малый перечень мер, которые необходимо принять на данном этапе для подлинной защиты детей, двигаясь по традиционному для России, а не западному, ювенальному пути развития.
Однако, большинство положений Плана имеет совершенно противоположное направление.

Что делать?

Замечания и предложения Ассоциации родительских комитетов и сообществ (АРКС) переданы разработчикам Плана мероприятий Десятилетия детства. Однако, учитывая, что скрытая цель Плана – реализация в России новой европейской стратегии действий в интересах детей, позиции родительской общественности требуется широкая общественная поддержка.

Необходимо создать серьезный общественный резонанс, чтобы не позволить по-тихому провести в стране ювенальную реформу. Для этого необходимо направлять письма Президенту РФ Владимиру Путину, Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву с требованием исключить из плана действий в интересах детей ювенальные положения о защите прав детей (в отрыве от прав взрослых), вмешательства в дела семьи под видом профилактики социального сиротства, социального сопровождения и патроната, раннего выявления семейного неблагополучия, алгоритма работы с семьями. запрета на воспитание под предлогом защиты детей от насилия и жестокого обращения, неконкретных предложений, позволяющих в будущем ущемление прав родителей на воспитание, образование и охрану здоровья своих детей.

Письма составляются в свободной форме (во избежание обвинений в том, что они написаны «под копирку»). В них также следует указать, что Вы поддерживаете предложения Ассоциации родительских комитетов и сообществ (АРКС) о включении в проект Плана положений, направленных на укрепление и защиту семьи на основе традиционных для России духовно-нравственных ценностей.

Очень важно требовать в письмах вынесения окончательной редакции Плана на широкое общественное обсуждение, так как в последний момент в нем могут появиться новые, ещё более опасные пункты. Нельзя допустить кулуарного принятия решения по столь значимому для всех граждан вопросу без учета мнения родительской общественности.

Учитывая, что в отсутствии новой Стратегии действий в интересах детей единственным официальным документом идеологической направленности является Концепция государственной семейной политики до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года № 1618-РП, уместно требовать проведения независимой экспертизы соответствия Плана указанной Концепции. Концепция была разработана тогдашним председателем Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, а ныне сенатором Еленой Мизулиной и в неё вошли многие предложения родительской общественности в сфере защиты семьи и традиционных семейных ценностей. Поэтому логично требовать проведения независимой оценки Плана действий в интересах детей именно сенатором Еленой Мизулиной, так как она пользуется авторитетом родительской общественности и обладает соответствующей квалификацией.

Однако рассчитывать на официальное проведение широкого общественного обсуждения Плана не стоит. Нужно брать инициативу в свои руки, используя опыт работы АРКС в регионах, и самостоятельно инициировать и провести у себя на местах общественные слушания, круглые столы, конференции, родительские собрания и любые другие мероприятия по обсуждению Плана Десятилетия детства. По итогам каждого такого мероприятия необходимо принять резолюции с изложением замечаний и предложений родительской общественности по Плану мероприятий с вышеуказанными требованиями, которые также направляются во все органы государственной власти.
Это является первоочередной задачей для родительских организаций, входящих в состав Ассоциации родительских комитетов и сообществ (АРКС). Приглашаем к сотрудничеству в этом вопросе и другие родительские объединения и просемейные организации, так как консолидированное мнение родительской общественности позволит оказать более серьезное влияние на ход обсуждения и на его результат.

Необходимы и крупные мероприятия в Москве. Ситуация требует, чтобы родители заявили о своей позиции в полный голос и со всех трибун. Ведь именно сейчас определяются основные вопросы государственной политики в сфере семьи и детства на ближайшие десять(!) лет. По какому пути будет двигаться наша страна, каким будет наше будущее и будущее наших детей, зависит от каждого из нас.

Ольга Леткова,
председатель правления Ассоциации родительских комитетов и сообществ (АРКС)

Источник: сайт Ассоциации родительских комитетов и сообществ 

© Национальный медиа-союз,
2013-2024 г. г.
  Портал существует на общественных началах Руководитель проекта - Анищенко Владимир Робертович,
Гл. редактор - Юдина Надежда Ивановна Email: udinanadejda@yandex.ru