04 марта 2019 г. Просмотров: 1760
Николай Каклюгин
Над темой русской национальной идеи в ее современной интерпретации с опорой на наше историческое прошлое бьются многие. Попробуем, учитывая мудрые мысли разных эпох, поразмышлять об этом и мы.
Выступая на Большой пресс-конференции во Всемирном торговом центре 20 декабря 2018 года, Президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос одного из журналистов о том, что же такое для России национальная идея в наши дни, обобщил ее в одном понятии – ПАТРИОТИЗМ. Не все поняли, многие расстроились. Не духовность, не Православие, не нравственность, а именно патриотизм.
Однако, если вдуматься, в наше время, когда господствуют суррогаты, подделки под духовность, когда далеко не каждый способен разобраться, где истина, а где ложь, это, хотя и не вполне точный, но единственно верный критерий национальной идеи. Нравственность, не связанная с национальной культурной и духовной традицией – тоже не очень мощный рычаг для заявленного лидером страны на той же пресс-конференции рывка вперед, необходимого в ближайшие годы прорыва России практически во всех областях знания и его практического воплощения в 12-ти национальных проектах. Православное вероисповедание – безусловный локомотив для патриотически ориентированного большинства русскоязычного населения земного шара.
Однако немало делали и делают для укрепления имперского потенциала российского государства и жители исламского мира, издревле жившие на Руси и часто вместе с русскими войсками встававшие плечом к плечу на защиту ее рубежей от иноверцев католического и протестантского мира. И назвать того же чеченца или дагестанца, ингуша или татарина, воспитанных в благочестивой мусульманской семье, не патриотом России ни у кого из здравомыслящих людей язык не повернется.
Патриотизм и государственность: крепче тыл!
Ключ к разгадке мощи русского, а потом и советского человека выразил в одной из своих повестей времен Великой Отечественной войны Андрей Платонов. Ту войну он прошел, не отсиживаясь в тылу и не просто рядом с бойцами Красной армии, а в самой гуще сражений за освобождение страны от коричневой чумы, вместе с ними переживая боль потерь и радость побед, ранения, контузии, отступления, возвращение наших земель и прорыв в эпицентр зла – рассадник смертоносной нацистской идеологии. В тех боях он родился заново и стал совсем другим человеком, преображенным, как и весь Советский Союз, из тех, кто выжил в той страшной кровавой мясорубке. Духовно мы оказались значительно крепче фашистской Германии, войск Третьего рейха и их тыла – «культурной и высокоморальной» «христианской» Европы. После той войны мы стали внутренне еще тверже и сильнее. Чем же был обеспечен этот феномен? Ответ на этот вопрос, ключевой для нашей работы, можно найти во фрагменте из текста Платонова 1943 года, названного «Размышления офицера», который автор представил читателю как часть записок погибшего под артиллерийским обстрелом, безусловного патриота своего Отечества, полковника Ф. Начинается он такими словами:
«Со мной может случиться смертельное несчастье, оно входит в мою профессиональную судьбу. Но я бы хотел, чтобы некоторые мысли, рожденные войной и долгим опытом жизни, и, может быть, имеющие общую важность, не обратились в забвение вместе с прахом моим и послужили, как особого рода оружие тому же делу, которому служил и я …»
Жил ли подполковник Ф. в реальности или это вымысел А. Платонова, доподлинно неизвестно. Лично мне кажется, что это человек, реально живший и погибший на полях сражений за наше с вами будущее без фашизма, который, к сожалению, в наши дни вновь раскрывает свою хищную кровожадную пасть. Как бы то ни было, те слова, что переданы нам в «Размышлениях офицера» - есть, по сути своей, базис, фундаментальная основа нашей российской, как впрочем, и любой иной, здоровой государственности:
«Крепче тыл! - вот общая стратегическая идея нашей Отечественной войны. Крепче тыл! – это означает, что в ходе войны наша Родина во имя победы не должна расшатываться и истощаться, что военная, а также моральная мощь ее должна возрастать. Особенность нынешней войны в том, что ее нельзя закончить с падающими силами, ее надо вести до конца с постоянно обновляющейся духовной свежестью народа…
…. Самое важное: крепче тыл!.. Что нужно сделать, чтобы крепкая наша Родина утвердилась еще более? Народ, нация, общество устроены сложно. Отдельный человек не может быть соединен сразу, непосредственно со всем своим народом. Человек соединяется с народом через многие звенья. В этих звеньях и содержится сущность дела, в них именно находится духовная и материальная мощь народа, в том числе и военная мощь.
Первое звено – семья, в ней живет среди всех любимых людей народа самое любимое существо каждого человека: его мать, его ребенок, его жена… среди дорогих людей это существо самое драгоценное, оно тесно, жестко привязывает человека к жизни, к долгу и обязанностям. Вокруг этого одного или нескольких наиболее любимых людей находится священное место человека: его жилище, его имущество, дерево деда, нажитое добро. Это добро дорого не только как полезная собственность, но и как живой след жизни родителей, как материальное продолжение их любви к детям и после смерти. Но смысл семьи – в любви и верности, а без них не бывает ни человека, ни солдата. Ребенок познает в семье любовь и верность сначала инстинктивно, позже сознанием.
Народ же и его государство ради своего спасения, ради военной мощи должны непрестанно заботиться о семье, как о начальном очаге национальной культуры, первоисточнике военной силы, - о семье и обо всем, что материально скрепляет ее: о жилище семьи, о ее родном материальном месте. Здесь не пустяки, а очень нежное – материальные предметы могут быть священными, и тогда они питают и возбуждают дух человека… Малыми, незаметными причинами может возбуждаться большой дух.
Второе звено, второй круг более широкий. Человек работает в коллективе людей: на предприятии, ферме, в учреждении. Семейная школа любви и верности здесь дополняется школой долга и чести. В труде, в окружении товарищей человек находит исход своей творческой энергии и удовлетворяет в сознании общественной пользы своей деятельности естественное честолюбие. Трудовое же честолюбие при правильном воспитании его легко обращается в воинскую честь. А честь – мать смелости, она и робкого делает отважным. Следовательно, истинная культура труда является также школой чести, школой солдата. У нас в стране это звено воспитания человека было сильным местом, и в том заключается одна из причин отваги и стойкости наших войск.
Третье звено – это общество, то есть все связи человека: семейные, производственные, политические, а главное – прочие, кроме этих первых трех, связи, основанные на симпатиях, дружбе, общем мышлении, на интересе к будущему народа, к науке, искусству, на необходимости отдыха, на случайности, наконец.
Через общество человек встречается со своим народом в лице его отдельных представителей, здесь он попадает на скрещение больших дорог, во взаимодействие с разнообразными людьми. Здесь человек претерпевает великое обучение: он учится сочетанию свободы своей личности со свободою всех, в нем воспитывается мышление и действия и маневра, искусство инициативы и соревнования здесь, в общении, человеком постигается практически.
Дух общественной свободы, высокое чувство личной независимости и одновременно впечатлительное, страстное уважение к личности другого человека есть необходимое условие для успеха общественного воспитания. Тогда оно, такое воспитание подготовит в человеке тот характер личности, который необходим для квалифицированного воина, разумного солдата своего Отечества.
За обществом простирается океан народа, общее отцовство, понятие которого для нас священно, потому что отсюда начинается наше служение…
… Три этих звена, о которых я столь думаю, и есть точное определение тыла. От них зависит качество нашего человека и воина. В них, в этих звеньях, в их добром действии скрыта тайна бессмертия народа, то есть сила его непобедимости, его устойчивости против смерти, против зла и разложения…
… Зло еще ни разу не забивалось навеки, безвозвратно. Может быть, лишь в отдаленном будущем на место солдата явится великий труженик другого рода оружия, смиряющий врагов не посредством смерти… Солдат здраво понимает, что несправедливо допускать гибель лучшего человека и бесчестно жить после него. Есть в нашем русском человеке благородное начало, унаследованное от предков, воспитанное на протяжении исторической жизни народа: это начало надо не расточать, а умножить… Теперь встречный шторм войны треплет наш корабль. Наша общая вера, правда и смысл жизни из умозрения, из мысли обратились в чувство, в страсть ненависти к враждебной силе, в воинское дело, в подвиг сражения.
Я думаю над тем, как нужно еще лучше, во всенародном и всесолдатском измерении, нашу общую мысль, нашу философию, владеющую исторической истиной, превратить в простое, доступное всем, страстное, святое чувство, подобное молитве, чтобы оно постоянно укрепляло воина и подмывало на врага его руку. Это великое, нужное нам орудие, которым мы еще не овладели, как следует им владеть, чтобы скорее сдвинуть противника с нашей земли…
В этом вся суть: душа человека должна быть устроена, душа солдата в первую очередь. Мы многое сделали в этом отношении, но вооружать человека духом надо непрерывно, чтобы в боевом действии наш воин имел великое совершенство сердца и ума… Принять на себя удар смерти, направленный в народ, - этого достаточно, чтобы быть счастливым и в огне».
Укреплять тыл. Это ключевой принцип в формировании будущности любого государства, его устойчивости как в мирное, так и в военное время. В ту войну наш народ, куда входили десятки народов Советского Союза, оказался на голову выше и на сажень в плечах шире хитрых и коварных немцев, накачанных, словно наркотиками, опьяненных патологической, утопической, антигуманной, псевдонационалистической идеологией. Очень сложно комментировать тот фрагмент, что приведен выше – настолько великолепно, полновесно, мастерским слогом выверен и прописан он! Ни один ведущий социальный психолог или социолог современности не сможет лучше выразить суть, цели и задачи здорового общества в воспитании настоящего, цельного гражданина, воина и защитника своего Отечества. Человека чести, не инфантильного мальчика, каких сейчас и в зрелом возрасте, увы, все больше и больше во всем мире, не только в нашей стране, но мужа, мужчины во всех отношениях. Из нашего цикла статей «Потерявшаяся Россия» (в печати) видно, как мы упустили молодежь.
Подчеркну еще раз, что приведенный выше текст написан в 1943-м году, 75 лет назад! Однако же в нем сформулирована задача-максимум, актуальная во все времена для любого государства. В нем описано, как в идеале должно происходить воспитание человека с рождения, через семью, учебные и трудовые коллективы, друзей, группы по здоровым интересам и т.д. А сегодня, когда молодежь подключают к так называемому волонтерскому движению, то есть (по замыслу) – творению добрых дел, постепенно уничтожаются учреждения дополнительного образования учащихся. Желаемая система воспитания, как ее примерно описал Платонов, резко контрастирует с тем, что мы имеем в реальности сегодняшней России! При этом еще ни в коем случае нам нельзя забывать о мощнейшем ресурсе традиционного воспитания через преподавание в школе религиозных знаний. Однако часто мы видим, что «Основы православной культуры» преподают разные случайные люди. Нет понимания значимости этой стороны воспитания. Но ведь даже Сталин в середине войны понял, что без привлечения религиозного ресурса, без какого-то союза с Церковью защищать Родину будет дальше очень непросто! (Поэтому сейчас в некоторой части нашего народа и имеет место представление о его религиозном обращении в то время). И когда в наших храмах и монастырях вновь вознеслись к небу молитвы об укреплении сил и здравия нашего воинства, мы стали одерживать победу за победой. Хотя понятно, что и значение, так сказать «материальных» факторов нельзя недооценивать.
Существует гипотеза о массовом применении психотропно-наркотических веществ в германской армии во время Второй мировой войны. Она излагается нами во второй части статьи «На Майдане и Донбассе под наркотиками». В начале же этой работы рассмотрено уже наше время, когда так называемые «бойцы АТО», солдаты Вооруженных сил Украины, из-под палки, под угрозой тюремного срока за отказ от участия в боевых действиях либо с замутненным нацистскими лозунгами сознанием вышедшие на поле сражений со своими земляками, ополченцами Донбасса, подкачиваются наркотиками. Там это некая жидкость желтого цвета, которую они пьют из пластиковых бутылок перед боем. А потом гибнут десятками, превращаясь в «зомби», неспособные мыслить быстро и оперативно, как положено во время боя, что делает их прекрасными мишенями. Причем, как замечают участники боевых действий, воюющие на стороне ДНР и ЛНР, эти самые «зомбобойцы АТО», даже имея массу пулевых ранений, продолжают идти, пока не получат выстрел в голову. Только это их останавливает. Воевать с такими просто страшно. Причем не за себя, а за них. Они умирают, даже не успев выстрелить.
У нацистской Германии, по нашему мнению, наркотики были, так сказать, классом повыше, более очищенные, и совсем другой группы, поэтому ее войска обладали несоизмеримо более высокой боеспособностью. Но уже на подходе к Москве, когда весь мир, в первую очередь Запад ожидал падения страны Советов, наши деды и прадеды встали нерушимой стеной, монолитом вросли в землю. Безо всяких психостимуляторов. Такова была сила духа. Это было то самое восстание, о котором написал Андрей Платонов в своих «Записках офицера»: «В них, в этих звеньях, в их добром действии скрыта тайна бессмертия народа, то есть сила его непобедимости, его устойчивости против смерти, против зла и разложения». Очень наглядно эта сила и стойкость показаны в замечательном художественном фильме, вышедшем на экраны страны в 2017-м году, на который собирали, что называется, всем миром: https://www.youtube.com/watch?v=I37qKN_Bugk «28 панфиловцев».
В конце фильма титры идут минут пять – перечисляются все жертвователи, числу их нет конца. Воистину народный фильм, какой была и вся та война! От того по-настоящему правдивый и достоверный. Люди встают из окопов с молитвой на устах и крестным знамением, совершают подвиги, малые, незаметные, но их в те годы столько было совершено, что немецкая армия, великолепно оснащенная и экипированная, напичканная оружием и бодрящими наркотиками, захлебнулась в собственной эйфории, нарвавшись на отчаянное сопротивление, сорвалась в пучину самоубийственной депрессии. Вполне закономерно, что с 1942 года среди высших командных чинов третьего Рейха и пониже начала нарастать волна суицидов-самострелов. Точно так же вполне логично, что в декабрьские дни киевского майдана 2014 года (пик их пришелся на три дня) больницы украинской столицы оказались забиты гражданами Украины с острыми психозами. Как известно, хроническое потребление психостимуляторов (а именно они раздавались, в знаменитом «чае Кличко» и майданной каше) к ним и приводят. Об этом см. в той же статье «На Майдане и Донбассе под наркотиками».
|