18 июля 2021 г. Просмотров: 2514
Как ответил на этот вопрос историк Е.А. Евтушенко
В прошлый раз, когда я задавала вопросы Евгению Евтушенко о том, кто двигает нашу историю, стало понятно, почему именно народ главное действующее лицо в истории. Но на этом интервью не было закончено, оставалось выяснить, что происходит с элитой, когда на арену жизни выходит народ.
Евгений Альбертович, в прошлый раз вы сказали, что целая страна просто так не взрывается, для этого ей нужно зайти в исторический тупик.
Вопрос: Какой тупик?
Ответ: Закономерный для кризисной фазы надлома, когда этнос раскалывается на 2 - 3 части. Причем этот внутренний тупик следует еще умножить на внешние факторы — банковскую глобализацию (с XIX в.) и европеизацию России (с кон. XVII в.). (Подробнее можно посмотреть в книге Е.А. Евтушенко "Пассионарная теория этногенеза Л.Н. Гумилёва: осмысление и попытка применения" глава "Фаза надлома")
Перечисляю по пунктам:
1) Финансово-экономический тупик (зависимость от иностранного капитала) — на грани потери Россией экономического суверенитета к 1917 году (долги и пр.).
2) Политический — деградация большей части правящей элиты, в первую очередь аристократии.
3) Идеологический — засилье чуждых евро-идеологий! (в «образованном обществе» — либерализм).
4) Культурно-поведенческий (очень важный фактор, редко упоминаемый!) – разделение бытовой, языковой, и, главное, поведенческой культуры — на народную (русскую) и «барскую» (нерусскую!), что очень раздражало народ.
Подчеркну, это были не классовые, а более опасные — ЭТНИЧЕСКИЕ противоречия: на подсознательном уровне — «свои» - «чужие»! Барин и интеллигент стал для народа чужим, нерусским. Это к вопросу о «необъяснимой ненависти народа к «очкам» и «шляпам», в период революции и Гражданской войны, о чем потом с неудовольствием вспоминали наши эмигранты. («Очки» и «шляпы», конечно, были не виноваты, корни этого противоречия уходят в допетровский период XVII века, когда у нас появляются первые западники.)
5) Нравственный кризис — упадок нравов, нарастание безверия, особенно среди горожан (начиная с «перестройки» 1860-х).
И, наконец
6) социальный кризис — бедность крестьян, рабочий вопрос, незащищенность простого народа.
Вопрос: А сегодня у нас не такой же тупик?
Ответ: Нет. Не такой. Хотя внешне, по большинству пунктов, — похоже. За исключением — культурно-поведенческого. Важно уяснить, что тогда русский народ, подчеркиваю — русский! — реально разделился на два, даже три народа: традиционных русских (коллективистов), модернизированных русских (буржуа-индивидуалистов) — и нерусских-русских (западников). (Деление, разумеется, условно-приблизительное.) И это было совершенно закономерно для фазы надлома, когда этнос РАСКАЛЫВАЕТСЯ на две основные враждующие части — ТРАДИЦИОННУЮ И МОДЕРНИСТСКУЮ.
В России это — красные и белые, в европейском надломе XVI в. — католики (традиционалисты) и протестанты (модернисты), в Византии, в VIII в. — иконопочитатели и иконоборцы. Так, что сегодня картина другая. Поскольку этнический раскол почти преодолен и российский суперэтнос находится на пути консолидации, то того разделения уже нет, хотя все эти три типа присутствуют.
Вопрос: А какой сегодня преобладает?
Ответ: Тот, что Ленин называл «мелкобуржуазной стихией» — умеренно модернизированный русский. Особенно в столицах и крупных городах. В провинции, на мой взгляд, — пятьдесят на пятьдесят, но там пассионарность несколько ниже (за исключением окраин).
Вопрос: И что из этого следует?
Ответ: Из этого следует что Гражданской войны у нас не будет. Это главное! Что, однако, не исключает других крупных неприятностей, поскольку противоречий иного характера накопилось много. Вы спрашивали о современном тупике. Он другой, по своей внутренней природе, хотя внешне многое напоминает ситуацию 1917 г. Сегодняшний тупик — глобалистский, т. е. не только наш национальный, а всеобщий — планетарный. Схема известная: наверху — глобалисты (влиятельные, но не всесильные), на местах, по странам, их ставленники.
Где-то больше, где-то меньше. У Гумилёва это называется антисистемой… Если коротко, то эта болезнь лечится. И думаю, что из этого тупика мы выйдем с меньшими потерями, чем 100 лет назад. Какими бы великими и ужасными не казались нам сегодня господа глобалисты и их пособники на «туземных территориях».
Но вернемся к началу XX века. Главная проблема тогда — деревня. Крестьянство составляло почти 80 % населения. Средний надел был 3-4 десятины, а где-то и меньше. Этого категорически не хватало! (в 1860 г. надел был значительно больше). Обеспеченность лошадьми уменьшилась, поголовье скота — тоже. (Это — «по среднему», с учетом роста населения с конца XIX в.) Товарный хлеб из крупных хозяйств вывозился за границу, а деревня периодически голодала (неурожаи). Куда крестьянину податься?!
Поэтому насчет поддержки партий, «допускающих террор» (об этом сказано в фильме митрп. Тихона), тоже не все просто. Если копнуть поглубже, то за «поддержкой террористов» (действительно, часть «отмороженных» типов — антисистемщиков) мы увидим готовность нашего народа ВОЕВАТЬ за свое будущее!
Не населения, повторю, а народа! Понимаете, это происходит, когда терпение лопается. Все!! Предел! И после этого народ уже не остановишь! Нравится это кому-то, или не нравится. Это железный закон истории, обусловленный ПРИРОДНЫМ феноменом пассионарности. И, строго говоря, здесь оценки «хорошо» или «плохо» — не применимы, как не применимы они, например, к землетрясениям и цунами, которые могут быть очень неприятными, но хорошими или плохими — не бывают! (Сравнение Гумилёва)
И это тоже к вопросу, кто ДВИГАЕТ историю — народ, который, в большинстве поддержал «левых» и, затем, «зеленых» в период Гражданской войны (это железный факт!), или политические элиты и прочие группировки в верхах о которых, в основном, и пишут наши историки и публицисты.
Это самая распространенная ошибка — забывать про народ, который делает историю, когда он воюет или бунтует. Или, иногда, саботирует, как это было перед 1991 г. Происходит это, повторю, не часто, а по накоплению — в острые, переломные моменты истории. Начиная, как минимум, с татарского ига. Собственно, в этом и заключается феномен ГЛУБИННОГО НАРОДА. (Статья на канале о глубинном народе. См. здесь)
Поэтому, генералы и офицеры (политические группировки и элита) это, безусловно, важно, особенно в период роста пассионарности (в России это XIV — XVIII века — время укрепление государства и создание империи), но без солдат (народа) они совершенно бессильны! Особенно, при пассионарном «перегреве», когда они увлекаются борьбой за первенство и междоусобицами (Смута XVII в.). И, тем более, при потере национальной идентичности и пассионарности, как это произошло с нашими «элитами» к 1917 году.
Вопрос: Что же произошло с нашими элитами к 1917 г. ?
Ответ: Произошло то, что периодически происходит с элитами —вырождение.
Перечисляю по пунктам, это:
1) «Онемечивание», то есть, потеря национальной идентичности значительной части аристократии и дворянства — русско-европейская этническая химера по Гумилёву. Это при том, что лютеранство было второй религией после православия.
2) Европеизация русского дворянства и интеллигенции (идеологическая химера — чужестранцы в своей стране!), что выражалось в равнодушии, даже презрению к Отечеству. Это, повторю, тоже этнический уровень! Примеров, тут множество, начиная с ранних западников Новикова и Чаадаева и кончая Милюковым и Витте, в котором, кстати, соединились сразу две химеры (это к вопросу о русских масонах). Гумилёв писал об этом явлении: «Для всех неромано-германских народов (не европейских — Авт.) практика европеизации вредна, как переливание крови несовместимых групп».
Затем,
3) Расслабленность на грани субпассионарности (обломовщины), что являлось даже не ленью, а недостатком жизненной энергии (пассионарности). Например, в начале XIX в. большинство дворян еще неплохо воюют (1812) и занимаются хозяйством, а через 100 лет они уже не те.
4) Мода на разврат (Анна Каренина, это еще цветочки!).
5) Мода на «красивую жизнь». Зачастую, не по средствам (рестораны, цыгане, кутежи!). Тогда же, кстати, в «образованном обществе» становятся заметными такие явления как гомосексуализм и наркомания.
И, наконец,
6) Самое главное — почти все представители высших классов и интеллигенции отошли от Бога, от когда-то своей Православной церкви, которая, заметим, тоже переживала серьезный кризис (либералы, нарастание протестантизма и пр. — почти как сегодня!)
Отсюда поголовная мода на спиритизм и прочий «колдовской» оккультизм (а внизу — сектантство). Что, заметим в скобках, с точки зрения верующего человека является завуалированной формой сатанизма. Да-да! На самом деле все очень серьезно. Православные знают, что заходить на эту «территорию», даже ради любопытства, ни в коем случае нельзя! Обязательно «прилетит» и ударит! Поэтому позже многие из них и поплатились за свое религиозное отступничество, которое тогда называлось «духовной свободой» и «верой в человеческие возможности».
Ну, а в целом, тогдашняя интеллигентская вера ограничивалась верой в «Прогресс» и абстрактный гуманизм… (Правда, потом, в эмиграции, некоторые опомнились и обратились к церкви.)
Разумеется, здесь надо сделать оговорку: не все представители элиты и интеллигенции денационализировались и дегенерировали. Сто процентов никогда не бывает, тем более, в середине жизни суперэтноса. Но больше половины — это на весах истории очень много! Тут уже надо менять…
Именно поэтому после октября 1917 бывшие «солдаты» стали «генералами!». А значительная часть русского генералитета перешла на службу к большевикам, разуверившись в Керенских и прочих «либералах», которые за каких-то 8 месяцев «умудрились» развалить страну.
Мне кажется, интервью получилось. Итог более чем понятен: у нашей, так сказать элиты, если мерить всё историческими мерками, будущего нет. Её портрет сегодня, как и век назад, можно описать двумя ёмкими словами – вырождение и деградация. Разве может быть будущее утех, кто духовно деградировал?
Вопросы задвала Надежда Юдина
Источник:
|