19 января 2018 г. Просмотров: 1850
Игорь Друзь
Как известно, у нашего Русского народа есть благочестивый обычай купания в проруби на праздник Крещения Господня. Очень радует то, что ему следует все большее количество людей. Так, в Крещение прошлого, 2017 года, в ледяной проруби покупалось примерно два миллиона человек. Это данные МЧС, которое обезпечивало безопасность купальщиков и вело визуальный учет. Хотя эти цифры, думаю, преуменьшенные: я, например, в прошлом году купался в быстрой лесной речке, где по понятным причинам не было никаких спасателей.
Разумеется, для всякого православного человека в этот день главным должен быть поход в храм на литургию. Однако и покупаться в ледяной воде, думаю, стоит. Конечно, только тем, кому здоровье это позволяет. Это, можно сказать, хороший “довесок” к храму.
Купание на Богоявление – благочестивый обычай Русской Православной Церкви, известный издревле, а ныне успешно возрожденный. На Руси был заведен такой обычай: цари с епископами ходили на реку на водосвятный молебен, а после этого желающие купались (кроме, разумеется, самих царей и епископов – лезть при всех в реку несовместимо с их саном). В 18 веке крещенское купание в Петербурге было очень популярным. «Люди были абсолютно уверены, что купание в иордани исцелит их от всех болезней и принесет счастье в году, – объясняет краевед, доктор исторических наук Аркадий Васильев. – В иордань окунали даже маленьких детей в сильные морозы. Причем матери сами не купали новорожденных детей – это обязательно должен был сделать представитель церкви».
Похожий обычай известен также у некоторых других православных народов – например, у болгар и греков. К примеру, есть вот такое описание дореволюционных обычаев у греков Крыма: “В Евпатории во время празднования Крещения совершался обряд Иордани или «ловли креста». Зимой, при большом стечении народа, священник и пять греков-пловцов отплывали в лодке от пристани. Священник бросал в море крест, и пловцы ныряли за ним. Тот, кому удавалось выловить крест, считался образцовым христианином и получал подарки. После заплыва отважные греки гуляли в кофейне с чистой, как говорится, совестью, и чествовал их весь город. Рыбак Элефторий Филиди вылавливал крест в волнах студеного зимнего моря десять раз подряд”.
Для борьбы с этим обычаем антирусские силы распустили мифы о том, что, якобы, этот обычай является неким «новоделом», будто бы никогда не бывшим, а новоизобретенным. Однако это, конечно, бред, что видно и по вышеприведенным примерам. Хотя на самом деле таких исторических данных можно привести неизмеримо больше.
Еще одним способом борьбы с этим обычаем являются попытки его искажения. Либералы хотят с его помощью свести весь праздник Богоявления к купаниям и попойкам, к своего рода язычеству, когда купание осуществляется ВМЕСТО похода в храм. Но еще бОльшую опасность представляют те, кто пытается побороть этот благочестивый обычай, лживо пытаясь опираться на авторитет Церкви. Против купания в проруби борются и «внутрицерковные» либералы, ибо он формирует слияние церковности с определенным мужеством, с некоторым воинским духом, хоть и не столь уж большим. А «церковные» либералы мечтают превратить Церковь в полное “бабье царство” и гетто. На такую антикрещенскую кампанию в СМИ, в том числе – церковных, идут западные гранты. Кстати, именно ее участники больше других либералов пытаются применить манипулятивный прием обвинения Русских в том, что, купаясь в проруби, они следуют никогда не бывшему «новоделу». Это обычный прием обновленцев. Ему часто следовал тот же протопресвитер Александр Шмеман, которого сейчас многие справедливо именуют «апостолом ненависти». Этот фанатик либеральной политической идеологии всю свою жизнь тайно писал «Дневники» (изданные после его смерти), в которых с огромным озлоблением отзывался о Православии, о связанных с ним народам, особенно – о Русских и Греках, радовался кровавым военным победам англосаксов и воспевал их политическую систему. И при этом он постоянно обвиняя Русскую Церковь в «идеологизированности», буквально переворачивая суть вещей вверх дном. В своих книгах он также часто обвинял Русскую Церковь в неких «католических заимствованиях», пытаясь отвергнуть консервативно настроенных Христиан от тех, или иных Ее традиций, которые Шмеман несправедливо объявлял «новыми» и «заимствованнными».
Хотя, безусловно, некоторые православные клирики борются против данного обычая просто по недомыслию. Но, слава Богу, большинство духовенства поддерживает крещенские купания. Даже наш либеральный патриарх Кирилл, испытывая давление православного народа, в 2017 году высказал слова поддержки этого благочестивого обычая. На Руси реально идет возрождение православных традиций, возрождение Русского духа.
Так что, полагаю, всем Русским людям, обладающим необходимым здоровьем и временем, стоит ощутить благодать Божью на Крещение не только на литургии, но и в ледяной проруби со святой крещенской водой.
|