06 июня 2017 г. Просмотров: 2512
Валентин Катасонов
Святитель Николай Сербский о тупиках современной науки
Переход человечества в эпоху Нового времени знаменовался резким взлетом авторитета науки. Наука превратилась в серьезный институт общества, претендующий на знание истин. Люди науки стали властителями человеческих душ, изрекающими истины в последней инстанции. В эпоху Реформации наука стала рядом с христианской церковью. Это было во времена Юма, Локка, Лейбница, Декарта, Паскаля, Френсиса Бэкона. Она начала претендовать на равный с христианским учением статус, а позднее вообще заявила о том, что обладает монополией на истину, а христианство объявила "предрассудком" или "ненужной гипотезой". Это было уже в XVIII веке, когда на арену вышли французские философы-"просветители": Дидро, Вольтер, Монтескье и другие, которые дошли до отрицания Бога (атеизма) и даже до открытого богохульства и богоборчества.
Научное знание строилось на ряде фундаментальных принципов, таких как материализм, рационализм, детерминизм. В частности, детерминизм предполагает, что в материальном мире (а иного, мол, не может быть) существуют причинно-следственные связи. Устройство мира представляется как набор материальных объектов, которые оказывают влияние друг на друга. И эти влияния можно выявить и даже просчитать, подобно тому как, например, можно на основе законов механики просчитать траектории движения бильярдных шаров.
В мире, по мнению детерминистов, нет хаоса, случайности. Причинно-следственные связи между явлениями и объектами являются устойчивыми, повторяющимися. Задача ученого состоит в том, чтобы выявить эти устойчивые причинно-следственные связи, которые называются законами.
Ученый может открывать новые острова, виды животных и насекомых, звезды и планеты. Но не это главное в науке. Настоящая наука - прежде всего открытие законов. Пока нет законов, познавательную деятельность нельзя назвать наукой. Это "подготовительный класс". Открытие Ньютоном законов механики, Кеплером - законов астрономии, Омом - законов электричества, Кирхгофом и Грэмом - законов химии и т.д. невероятно повысили статус науки и ученых.
Конечно, так называемых законов в Новое время было открыто от силы два-три десятка. Остальное - теории, описывающие и объясняющие те или иные процессы и явления в разных сферах материального мира. В том числе мира живой материи и даже человеческого мира (общества). Количество теорий, родившихся в Новое время, вообще подсчету не поддается, их число исчисляется сотнями и тысячами. Писатели и книгоиздатели, средства массовой информации, школы и университеты и другие "помощники" стали разносить "научные законы" и "теории" по всему миру. Казалось, ученые вместе с упомянутыми "помощниками" сумели окончательно и бесповоротно доказать превосходство науки над религией (как минимум) и даже ненужность и вредность религии. На фоне достижений науки некоторые уже не стеснялись называть религию (особенно христианскую) "опиумом для народа".
Но эйфория науки и сочувствующих ей материалистов длилась сравнительно недолго. Некоторые открытые учеными законы оказывались уж не такими "устойчивыми причинно-следственными связями" как по началу казалось. Законы оказывались "примерными", а не "железными". А уже про теории и говорить нечего: большинство их оказывалось бабочками-однодневками.
Каждое новое поколение ученых считало своим долгом опровергнуть ранее созданные теории и предложить обществу свои,"единственно верные"
К началу ХХ века уже явно обозначился кризис науки. В это время в ряде отраслей естествознания, но в первую очередь в физике произошла самая настоящая революция. Она поставила под сомнение не только многие ранее открытые законы и сконструированные теории, но и поколебала идейно-методологические основания науки. Такие как материализм, рационализм и детерминизм. О кризисе науки писали и продолжают писать добросовестные ученые (в отличие от недобросовестных, которые всячески маскировали и даже нагло отрицали и продолжают отрицать факт кризиса), философы и историки науки.
Порой простому, неискушенному в тонкостях физики, химии, астрономии или биологии человеку нелегко понять смысл кризиса науки. Но это блестяще сделал известный мыслитель и проповедник ХХ века святитель Николай Сербский. Особенно замечательна в этом отношении его работа "Наука о законе (номология)". Работа выстроена в виде диалогов (метод, восходящий к Сократу и вообще античной философии). Диалоги ведутся между "путником" (человеком, который в основном задает вопросы) и "проводником" (который на эти вопросы отвечает). Очевидно, что за "проводником" скрывается сам Николай Сербский. Иногда в диалоги "вклиниваются" "третьи лица".
Приведу отрывок из главы XXI, которая называется "Новейшая революция в науке":...
Далее читать:
|