СОЮЗ ПАТРИОТИЧЕСКИХ СМИ
Поделиться в соцсетях:

Новый этап модернизации РПЦ: духовно больной в работе с молодежью

15 марта 2023 г. Просмотров: 2568

Владимир Семенко

Сейчас в нашей церковной и околоцерковной среде разразился очередной скандал, на сей раз с участием ученика Кураева нетривиального «миссионера» священника Павла Островского. Православное блог-сообщество особенно возбудилось по поводу его проекта, связанного с изложением евангельских сюжетов в виде комиксов в стиле японских аниме, называемых еще «манга».

 

Обеспокоенные православные педагоги стали аргументировано жаловаться священноначалию, будучи наивно уверенными в том, что перед нами какой-то исключительный случай. Между тем данный печальный эпизод является лишь развитием (теперь уже, к сожалению, на достаточно поздней стадии) общей тенденции, связанной с модернизмом и неообновленчеством в Церкви, о чем

имеется немалая литература. Еще лет пятнадцать тому назад мы вполне внятно предупреждали, что если доминирующие тренды нашей церковной политики не изменятся (в частности, те, что связаны с внутренней миссией), то ситуация придет к примерно такому печальному итогу. Суть идеологии, лежащей в основе данного явления – представление о том, что ради миссионерского успеха в мире Церкви необходимо приспособиться к нему: снизить планку аскетических требований, сократить посты и молитвы, ослабить евхаристическую дисциплину и т.д., а для привлечения адептов, напротив, погрузиться в их специфические субкультуры. Понятно, что это приводит к выхолащиванию самой традиции, что на евангельском языке обозначается как «соль, потерявшая силу» (Мф. 5: 13).

К счастью, мы избавлены от необходимости подробного анализа «миссионерского творчества» о. Островского, поскольку такой анализ уже произведен до нас. Его работа с подростками – яркий образчик кураевщины, доведенной теперь уже до полного абсурда (если принять, что у него изначально были благие цели, что вовсе не факт), когда христианская миссия превращается в свою противоположность. Островский не просто использует вышеозначенную методологию, но с каким-то специфическим наслаждением продолжает главное дело своего учителя Кураева – попрание ключевых сакральных смыслов нашей веры, лишение своих несчастных подопечных самой возможности от всякого рода псевдомиссионерских суррогатов обратиться к Традиции в ее собственном, аутентичном виде. Он упоенно (и, на наш взгляд, довольно агрессивно) навязывает им именно то, от чего своей проповедью должен был бы отвращать, в том числе такие компьютерные игры и произведения современной эстрады, которые никак не совместимы ни с каким молитвенным духом, то есть с жизнью в Церкви в собственном смысле. Если бы великие миссионеры прошлого соприкоснулись с его практикой, они, без всякого сомнения, пришли бы в ужас, как люди духовные, распознав чуждый бесовский дух в его неуемной активности. Он просто упивается своей позой, с редкостным бесстыдством рассказывая подросткам о своих прошлых грехах, видимо, полагая, что тем приобретает среди них какой-то авторитет. Учитель, целенаправленно принижающий сам себя – это, с точки зрения всех религиозных традиций, какой-то странный учитель. При этом любой психолог и психиатр уверенно скажет, что отсутствие стыда есть очень важный признак душевного нездоровья. Таинство исповеди, когда мы открываем грехи перед Богом при свидетельстве пастыря – это, разумеется, совсем другое. Тайна исповеди, цель которой – покаяние и изживание греха, и духовный эксгибиционизм – принципиально разные, противоположные вещи.

При всем том, что коллеги, на которых мы сослались выше, очень хорошо поработали, некоторые специфические детали, лежащие на поверхности, в частности, те, что связаны с биографией «миссионэра», остались вне их внимания. Что понятно, поскольку перед ними стояла задача анализа собственного «творчества» о. Островского с его содержательной стороны. Мы же сосредоточимся на том, что в политологии называется прикладным анализом.

Во-первых, из совершенно открытых источников видно, что перед нами тяжело больной человек. Как духовно, так и физически. В частности, он перенес гнойный фронтит и шесть раз – весьма болезненную операцию трепанопункции, предусматривающую прокол лобной части черепа, то есть – механическое вмешательство. Какие при этом могли оказаться побочные эффекты, затронувшие мозг – Бог весть. Может, и никаких. Кроме того, он перенес тяжелое заболевание легких и не был совсем вылечен; медики добились всего лишь перевода заболевания в стадию ремиссии. То, что такие болезни есть Божие посещение и Его особая милость, очевидно. Такой человек заслуживает, конечно, всяческого сострадания, за него нужно молиться, поскольку, как бы там ни было, это человек крещеный, наш брат во Христе, член нашей Церкви. Однако его взялись раскручивать как едва ли не ведущего миссионера. Другого не нашли?

Что же касается его духовной биографии, то общеизвестно (и сам он не раз рассказывал об этом), что в подростковом возрасте он многократно участвовал в жестоких драках футбольных фанатов, постоянно злоупотреблял спиртными напитками, тесно общался с наркоманами (хотя сам, как уверяет, и не приобщился к тяжелым наркотикам), прогуливал больше половины занятий, а затем, когда, хотя и с трудом, но все же окончил школу, смог поступить в семинарию (имея отца-священника), откуда был вскоре отчислен за аналогичные художества с формулировкой «за несоответствие духу, присущему Московским духовным школам». После этого трагически погибла его невеста, и обнаружились вышеозначенные болезни. И лишь тогда, по его собственным словам, он впервые задумался о жизни за гробом. Божественная педагогика сработала! Но значит, будучи студентом семинарии, он об этом не задумывался?!

Отчисленного из Московских духовных школ Митрофанушку и по совместительству нетривиального хулигана от богословия вскоре (возможно, с подачи его отца) взял под свое крыло митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий – «серый кардинал» наших церковных реформ, который, после обучения недоросля в подконтрольной ему Коломенской семинарии и успешной на сей раз сдачи им экзаменов, вскоре и рукоположил его в священный сан. Ситуация, хорошо известная политтехнологам и обозначаемая рядом специфических терминов, которые мы сейчас озвучивать не будем. Человеку с ужасной и одиозной репутацией, на которого полно совершенно конкретного компромата, тому, перед кем закрыты все двери, все возможности карьеры, они где-то и кем-то открываются. Понятно, что такой человек в подобной ситуации попадает в полную и абсолютную зависимость от своего благодетеля и по определению не может больше вести себя несистемным образом. Так что насчет Enfant terrible, это, как говорит одна подруга, «не смеши мои коленки»… Впрочем, мы, разумеется, ничего не утверждаем, а всего лишь высказываем осторожную гипотезу, вкупе с сугубо оценочным суждением… Но не тогда ли наш герой осознал свое особое призвание к довольно специфической, так сказать, неформатной «миссии»? Невзирая на то, что до этого не блистал никакими успехами в богословских науках…

В период своего расцвета Островский (ныне остающийся настоятелем храма в Нахабино) собирал до 700 000 подписчиков в «Инстаграме» и на ютубе. Одновременно о нем стали писать, активно пропагандируя его, буквально все сетевые ресурсы, в той или иной степени подконтрольные РПЦ, а также многие светские. Представляем, как его учитель Кураев нервно курил под лестницей. Каждый, кто знаком с медиатехнологиями, уверенно скажет, что такая раскрутка не бывает естественной; она всегда управляема. Не знаем, кем надо быть, чтобы не понять, что нашего героя активно продвигают «сверху».

Не можем не отметить, что в определенный момент о. Островский взял под свою защиту небезызвестного о. А.Уминского, обвинив консервативных и патриотично настроенных блогеров и даже телеканал «Спас», на котором ранее был одним из самых узнаваемых авторов, в «травле» этого известного либерала в рясе, после того, как тот выступил в защиту опять же «несправедливо гонимого» (по его мнению) А.Навального. И именно после этого наш неформатный миссионер вдруг неожиданно ушел со «Спаса», заявив о «невозможности» дальнейшего с ним сотрудничества. Причем не где-нибудь, а в эфире у К.Собчак! К «Спасу можно предъявлять сколько угодно претензий, но в данном случае характерно, что Островский атакует этот вполне либеральный, но при этом официозный канал «слева», с еще более либеральных, а отнюдь не традиционалистских позиций! Он чувствует себя уже настолько уверенно, что готов жестко ссориться с церковным официозом! Весьма поучительная история. Предоставив «зеленую улицу» неформатному хулигану от миссии, некие властные мужи теперь уже сами попадают под его удар. Типичная картина всех революций… Надо ли говорить, что в вопросе об СВО наш «миссионэр» стоит на позициях типично либерального пацифизма и даже открыто хвастается тем, что «они с друзьями» помогают обеим сторонам конфликта, причем потратили на это более 6 млн. рублей личных средств! Интересно, откуда у многодетного настоятеля храма такие суммы? Ведь то, что собирается в виде пожертвований с адресной целью, не называется обычно «личными средствами»!.. Более того, он еще и оправдывается перед украми в том, что никогда не призывал к свержению нацистского режима Зеленского! Настоящий пацифист!

На этом фоне наивные жалобы, так сказать, нормальных православных, в присущем им духе патернализма уповающих на то, что «вот приедет барин…» выглядят как беспомощная архаика. Для того чтобы успешно противостоять нашествию апостасийного духа либерализма и модернизма в Церкви, необходимо возрождать подлинную соборность. Чтобы народ (естественно, на своем уровне и с благословения священноначалия) тоже мог ставить заслон на пути таких лжемиссионеров. Но этого верхи боятся гораздо больше, чем всех либералов вместе взятых.

Так что жаловаться, конечно, можно. Но поможет ли?
Источник:


© Национальный медиа-союз,
2013-2024 г. г.
  Портал существует на общественных началах Гл. редактор - Юдина Надежда Ивановна Email: rpkp13@mail.ru