25 октября 2024 г. Просмотров: 43
Евтушенко Е.А.
Капитоны. В 1630-х гг. в глухих лесах Заволжья обосновался некий «отшельник» – беглый монах Капитон, который привлекал людей крайне аскетическим образом жизни. Он буквально «сидел на хлебе и воде», даже христосовался на Пасху не яйцами, а луком.
Как и все сектанты этот «отшельник» отрицал Церковь, отвергал Святое Причастие (под предлогом запрета на винопитие), а священников и архиереев обвинял в сребролюбии, чревоугодии и прочих грехах. Еще он, как это водится, предрекал конец света и учил, что жениться и рожать детей не надо, поскольку скоро все погибнут.
В учении Капитона мы наблюдаем весь гностико-манихейский набор: отказ от супружества, мяса, вина, праздников и прочих «плотских соблазнов» (от которых все беды!); и главное – разделение мира на две части: избранных «людей божьих», живущих «в духе», и всех остальных – грешников-материалистов. При этом избранным следует строго хранить тайну учения и быть как все: ходить в церковь, исповедоваться, причащаться и соблюдать все церковные и гражданские законы.
Надо пояснить, что в это время лесное Заволжье – от Казани до Костромы – было весьма благоприятным местом для развития сектантства, поскольку отличалось сохранением пережитков финно-угорского язычества (волхование, колдовство и пр.) и этно-религиозной пестротой (татары-мусульмане, пленные немцы-поселенцы). Но главное – здесь пустили корни иудействовавшие субботники – последователи жидовствующих еретиков, а так же, радикальные последователи нестяжателей, отошедшие к тому времени от заветов Нила Сорского и более похожие на религиозных диссидентов.
"Ересь жидовствующих. Что это было. Из истории антисистем в России"
К этому следует добавить, что после церковной реформы Никона (сер. 17 века) в лесном Заволжье нашли убежище старообрядцы, бежавшие от «отступников-никониан». Они делились на поповцев и беспоповцев. Поповцы, как правило, происходили из более умеренных мирян и семей белого духовенства. Беспоповцы же – из непримиримых «ревнителей» и беглых монахов. Они-то и составили «группу риска».
Капитоны наладили связи с субботниками, а затем и раскольниками-беспоповцами, оказав на них свое негативное влияние
"Из истории антисистем в России. Старообрядцы-самосожженцы"
Со временем след капитонов теряется. Вероятно, часть из них слилась с беспоповцами, другая, более радикальная, присоединилась к экзальтированным хлыстам.
Таким образом, почва для распространения жизнеотрицающих гностических идей на Русской земле была подготовлена. Что и показал последующий рост тайного сектанства в 18 – 19 веках.
Примечание. В начале 20 века число разнообразных сектантов в России, по оценкам Миссионерского съезда 1907 г. превысило пять миллионов (!) человек.
Хлысты. О хлыстах сохранилось больше сведений, чем о капитонах. Основателем хлыстовства был костромской крестьянин Данила Филиппов, беглый солдат (опять – беглый!). Он знал грамоту и имел много старообрядческих книг. Однажды, в 1645 г. на Данилу сошло «просветление»: он собрал все книги в мешок и бросил в Волгу, объяснив это тем, что «к спасению ни новые, ни старые книги не ведут».
После этого Данила объявил себя… «богом»! Не больше, не меньше! Через четыре года, в 1649 г. он признал другого крестьянина (своего помощника) «сыном Иисусом Христом». Затем объявил свою жену Акулину «богородицей», и призвал 12 «апостолов» из мужиков… Можно было начинать.
Учение хлыстов было вполне доходчивым: Христос не покинул землю, он среди людей и продолжает вселяться в другие тела. Так же как и Богородица продолжает вселяться в тела женщин. Поэтому одновременно может быть несколько «христов» и «богородиц». Они составляют высший круг. На рядовых хлыстов сходит (накатывает) «святой дух». Чтобы его получить и превратиться в «избранного», надо стать на путь аскетизма: отказаться от мяса, вина, табака, развлечений и главное – от супружества! Эта строгая «духовная» логика подкупала. Действительно, если люди будут отвлекаться на мирские удовольствия и семейную жизнь, то окажутся в «плену плоти» и, следовательно, не получат «духа» и не спасутся при скором конце света.
При этом любой человек мог достичь высшей духовности и принять в себя «христа», то есть стать «богом-христом». Путь открыт! Поэтому сами себя сектанты называли «христами», «христоверами», «божьими людьми», а не «хлыстами». Это название закрепилось за ними позже.
Главным средством достижения этого «божественного» состояния были «радения». Во время радений сектанты, одетые в длинные белые рубахи, хлестали себя ветками или жгутами – «умершвляли плоть и возбуждали дух». Потом начинали подскакивать поодиночке или парами – по прямой. А затем скакать по кругу – друг за другом, в быстром, зажигательном темпе доводя себя до состояния транса. (В этот момент они получали удовольствие при выбросе внутренних «наркотиков» – эндорфинов!). При этом хлысты выкрикивали какие-то нечленораздельные звуки, которые позже расшифровывались руководителями секты – кормщиками «корабля». Заметим, что сегодня, нечто похожее можно наблюдать на собраниях неопятидесятников-харизматиков.
Иногда в центре помещения, где проходили радения, ставился большой чан с водой, в который хлысты после скачек смотрели и «видели христа». В отдельных общинах (не во всех) после радений свечи тушились и устраивался свальный грех, т. е. коллективный секс. При этом желательно, чтобы не было видно кто с кем, иначе возникала опасность появления любовной привязанности. Помимо того, сектантами практиковались и другие варианты блудного сожительства. В таких делах аскетизм был не обязателен.
Здесь мы вновь наблюдаем связь с идеологией гностицизма: спастись можно или умершвляя плоть, желательно до самоуморения, или же ввергая себя в необузданный разврат и другие пороки, разрушающие тело (дойти до дна, чтобы очиститься).
При беременности плод травили смесью из селитры, ртути и пороха. Дети хлыстам были не нужны. Свои ряды они пополняли за счет новообращенных. Имущество (или его часть) после смерти сектанта отходило руководству общины. В случае болезни или бедности секта помогала своим членам материально. Это тоже привлекало при вербовке. Во многих общинах кормщики (иногда кормщицы) ворочали большими деньгами и пускали их в оборот. В этих вопросах аскетизм, так же, не поощрался.
Сам кормщик обычно избирался активом общины, или же получал место «по наследству», от старших родственников. Он имел абсолютную власть и весь «корабль» должен был беспрекословно выполнять его приказания. В некоторых общинах рядовые сектанты молились на своего «гуру», как на Бога.
Вступивший в секту давал расписку-клятву: «Клянусь соблюдать тайну в том, что увижу и услышу в собраниях, не жалея себя, не страшась ни кнута, ни огня, ни всякого начальства». Здесь тоже прослеживается древняя манихейская традиция.
Конспирация у хлыстов была на высоком уровне, даже в сельской местности, где скрыться от посторонних глаз было труднее, чем в городе. (См. Мельников-Печерский, «На горах», книга 2-я.) Хлысты, среди которых имелись и представители духовенства, хорошо маскировались – ходили в церковь, причащались, изображали из себя ревностных православных. Многие люди и не догадывались, что рядом с ними живут тайные сектанты. Даже те, кто оставлял секту не выдавали ее тайн.
С конца 19 века, по мере нарастания социального кризиса и усиления общественного психоза, наблюдается рост хлыстовских общин. Перед революциями 1905 – 17гг. они разделяются на несколько толков и течений тоталитарного типа: малеванцев, мурашковцев («святые сионисты»), лубковцев («новый Израиль»), иннокентьевцев и пр. со своими «гуру-богами» и «гуру-христами».
В целом в хлыстовских и, особенно, в неохлыстовских общинах прослеживается четкая связь с последователями ереси жидовствующих (15 в.), которых позже стали называть субботниками или иудействующими. После революции 1917 г. хлыстовское движение сокращается, а в 1930-е гг. сходит на нет.
Приложение. Краткий перечень антисистем в России на кон. 19 – нач. 20 века: радикальные раскольники (с 17 в.); масоны (с 18 в.); оккультисты, спириты, теософы (с нач. 19 в.); нигилисты, народовольцы, радикал-либералы, сектанты (при Александре II; 1860 - 80-е гг.); революционеры, сектанты, декаденты-авангардисты, либералы в РПЦ (будущие обновленцы) при Николае II.
Источник:
|