12 февраля 2022 г. Просмотров: 2220
Владимир Семенко
Выступление Владимира Семенко на конференции «1160 лет российской государственности и 475 лет русского самодержавного царства» (30 января 2022 года)
Дорогие и уважаемые коллеги! Прежде всего хотелось бы ответить на тот вопрос, который ранее задавал наш ведущий – Василий Вадимович Бойко-Великий: кто же теперь «удерживающий», кто препятствует окончательному приходу в мир антихриста, полному отпадению мира в бездну зла? По моему глубокому убеждению (это мое сугубо частное богословское мнение), «удерживающий» сейчас – это только лишь милость и сила Божия.
В явлении иконы Божией Матери «Державная» в день т.н. «отречения» 3 марта 1917 года (или накануне его) было явлено, что именно Она, Пречистая Дева, Пресвятая Богородица отныне наша Царица. Ибо Она Сама возложила на свою пречистую Главу корону Российской империи. И по ее молитвам Господь все еще продлевает наши дни, давая возможность для покаяния. (Аплодисменты). Так что империя, если угодно, все равно существует, но лишь мистически, прикровенно. А то некоторые авторы, даже позиционирующие себя в качестве православных, склонны к тому, чтобы в конечном счете приписать «удерживающую» роль советской или теперь «российской» атомной бомбе. Это, конечно, не так с христианской точки зрения. А какая же еще точка зрения может быть в подобного рода вопросах?
Я бы хотел теперь вновь обратиться к мысли, которая уже звучала в моем вопросе, обращенном к одному из коллег. Нынешняя мода на историософию, на построение отвлеченных историософских схем просто убивает историю как науку. Так происходит, в частности, и в понимании того, что такое подлинная империя и православная монархия.
Здесь приходится говорить о том, что имеют место всякого рода фобии и комплексы травмированного сознания. Травмированного прежде всего разрушением единого государства, в котором все мы родились и выросли, сформировались как личности. Травмы эти начались не сегодня и не вчера, когда рухнуло это государство. Их наносили в течение ряда лет и даже десятилетий. К этому приложили руку многие. Наиболее яркие персонажи в длинном ряду, так сказать, профессиональных русофобов – такие известные авторы, как, скажем, Александр Янов, Борис Парамонов и их эпигоны, персонажи помельче здесь, внутри страны. Сначала были выступления на «вредных» голосах, затем всё выплеснулось на страницы перестроечной и постперестроечной прессы, пишущей и снимающей, говорящей.
В чем состояла эта клеветническая русофобская схема? Она была очень проста. Суть России и русского народа как исторического феномена, говорили нам – в тотальном рабстве и, стало быть, тирании. («Русская душа – тысячелетняя раба» и т.д.). В ее истории было три тирана – Иван Грозный, Петр Первый и Сталин. Это самое главное в русской истории, ее, можно сказать, квинтэссенция. Все остальное игнорировалось либо считалось глубоко второстепенным. За счет этой схемы дискредитировалась и поливалась грязью вся история России, а не только ее советский период.
И вот прошло время, единое государство распалось. И настало для патриотов время «реванша». Серьезный ответ на лживые историософские схемы требует серьезной же работы, углубления в историю. Для того чтобы постигать реальную историю, эту основу нашей национальной идентичности, необходимо серьезно трудиться, в том числе и духовно, трудиться в первую очередь над собственной душой и разумом. А это не так легко. И по большей части народ отвечает злопыхателям по принципу «получи, фашист, гранату». Вы говорите про наших «тиранов», осуждаете их? По-вашему, это «наше всё»? ОК, мы согласны. Только надо поменять знаки, минус на плюс. Вы, как либералы, просто не понимаете, что то, что вы именуете тиранией, на самом деле – величайшее достижение России, каковому нет равных в истории мировой. То бишь «православное самодержавие». Вы не понимаете истинного («православного») смысла того процесса, когда самодержавный властитель ухайдакивает кучу народа. А мы – понимаем. Потому что мы «русские» и «православные». Примерно так выглядит этот болезненный мировоззренческо-психологический комплекс, который является ответом больного, травмированного сознания на либеральное оплевывание. В итоге происходит не прояснение «темных пятен» истории, а новое искажение ее. Все смешивается со всем, потому что во всем пытаются найти этот фантазийный мифический псевдосмысл. По сути, такой ответ строится в терминах все той же либеральной модели, только, как мы сказали, со сменой знака. Ведь и изначально нельзя было валить в кучу православную монархию (какие бы там ни были искажения) и тот режим, который явился порождением последовательно богоборческой и антимонархической большевистской революции.
Эта борьба одного мифа с другим есть на самом деле выражение одной сущности, но, так сказать, под разными ликами, точнее, личинами. Чего в этой борьбе не хватает? Ясно чего – главного духовного содержания истинного Православия. То есть духовной трезвости.
Причем, что характерно, есть то, что объединяет «либералов» и немалую часть «патриотов», даже тех из них, кто позиционирует себя в качестве «православных консерваторов». Это общее – абсолютно неадекватное, предельно искаженное понимание христоподражательного, искупительного подвига, совершенного нашим святым Царем Мучеником Николаем Александровичем. Вот, например, такой историк и «геополитик» неосоветской ориентации (тоже считается «консерватор»), как Андрей Фурсов. Я недавно полистал его, пожалуй, самую известную и популярную ныне у нас книгу – «Вперед, к победе!». Выдержала, между прочим, четыре издания. Кстати. По жанру вроде бы историческая, ученая монорафия, но научный аппарат отсутствует от слова совсем. В шестисотстраничной книге НИ ОДНОЙ ССЫЛКИ! Такие у нас нынче историки. А ведь серьезный человек, профессор, лекции в МГУ читает, небось не Спицын какой-нибудь! Автор интересно, хотя и неоднозначно, рассказывает о многочисленных заговорах, предшествовавших Февральской революции. Но главным виновником ее все равно оказываются не революционеры, а сам Царь. Так прямо и пишет: «Если бы Николай не подписал отречение, а приказал бы арестовать генералов, прибывших к нему во Псков, то дальше процесс пошел бы по-другому»[1]. По мнению автора, Государь не сам стал мучеником, а послал на мученичество весь русский народ, безо всякого согласия с его стороны, и народ заплатил за это миллионами жизней. И дальше говорит наш историк, что «попытка создать культ Государя в «определенных кругах» непременно провалится». Соборное решение Церкви по канонизации Государя для него – всего лишь «мнение определенных кругов»[2]. Ну да, необольшевичков не спросили… Вот так вот. Всё они готовы признать и принять, хотя, конечно, в собственном фантазийном «изводе» – Ивана Грозного, Петра Первого (это уж конечно) и т.д. и т.п. Одно их бесит – христианский подвиг Святого Царя. Это – своего рода лакмусовая бумажка, выявляющая их антихристианскую сущность.
Но Фурсов ладно, он как-никак атеист. Но ведь то же самое говорят, казалось бы, сугубо христианские по своему статусу, православные авторы. Если бы Николай Александрович стал действовать методами Петра Первого, то есть устроил бы «революцию сверху», то все бы и было хорошо, – возвещают они. Да вот беда: святой Царь Петра сильно не любил за его насилие над народной душой и агрессивное западничество. Потому в нужный момент и не понял, как надо было действовать. А мог бы выиграть ситуацию. К этому добавляются шаблонные либерально-большевистские мифы о «глубоких» и даже «неразрешимых» противоречиях в России начала 20 века, которые можно было преодолеть только «революцией сверху», дабы не допустить «революции снизу». Стало быть, сугубо элитный февральский заговор (и не один!) и последовавшее за ним большевистское беснование – это «революция снизу», то есть движение народа? В таком весьма распространенном ныне понимании, разумеется, нет ничего оригинального, и авторы имеют полное право отстаивать тот взгляд, который им кажется верным. Но тогда не следует позиционировать себя в качестве православных, а нужно сказать прямо: «Мы – наследники советских традиций». Но как-то хочется при этом еще и православными быть. (См. выше).
Если уж так любят поминать к месту и не к месту Ивана Грозного, то вспомним его и мы. Как бы ни оценивать его царствование, а также некоторые воззрения, невозможно отрицать, что сознание у него было все-таки православное. Он хорошо понимал ту истину, которую никак не могут понять многие наши нынешние «патриоты», довольно далеко отстоящие от Православия. Истина эта заключается в том, что даже если все государственные репрессии стопроцентно оправданы (так не бывает, но предположим, что так), то убийство, пусть даже в государственных интересах, не перестает быть грехом. Царь Иван хорошо понимал, знал это, почему и составил свой знаменитый поминальный синодик, в котором поминал всех тех, кого подверг репрессиям. Царь знал то, о чем писал впоследствии наш великий философ, теоретик монархии Иван Александрович Ильин: крест Государя, крест государственной власти заключается в том, что носитель верховной власти берет на себя грех насилия, совершает личный грех ради общего блага, ради блага всего народа. И горе тому Царю, кто забудет эту известную истину! «Но перед пастию дракона // Ты понял: крест и меч одно».
Сейчас невозможно делать подробный доклад на эту тему. Но нельзя не подчеркнуть: Ильин, в полном соответствии с духом и буквой Писания и святых отцов, не уставал подчеркивать: власть в христианском смысле – есть служение Богу, а понимание верховной власти как безнаказанной вседозволенности полностью выводит таких людей за пределы христианства. Такие люди, пишет он, «не имеют внутреннего органа для восприятия Государя и монархического служения. Они теряют Царя и в сердце и в голове и произносят о Государе те поверхностные глупости и пошлости, которые мы только что охарактеризовали». Ильин говорит далее о «единстве властвования и служения», о том, что монарх, теряющий живое чувство этого единства, становится тираном, а подданный, который видит в Государе лишь властителя, следует прямым путем к революции. И, стало быть, ничего общего с православно-монархическим пониманием власти не имеет! «Чтобы верно увидеть идею Государя, надо понять, что принадлежащая ему в государстве верховная власть отнюдь не безгранична, а связующие его верховные обязанности возлагают на него такое бремя, с которым человек может справиться, только принося себя целиком в жертву, испрашивая благодатную помощь свыше и опираясь на всенародное верное служение своей стране». Стало быть, если этого «всенародного верного служения» больше нет, то и царское служение невозможно. Отсюда очевидно, что Святой Царь Николай Александрович был верен духу Писания и своей миссии монарха и будучи на троне и отказавшись от трона, когда увидел, что жертвенного служения в народе уже нет, что слишком многими власть стала восприниматься не по-евангельски, а лишь как право сильного. Что стало для него настоящей трагедией, глубоко лично пережитой, крушением дела всей жизни.
Наша Церковь, в лице своих лучших представителей (включая, разумеется, и иерархов) всегда понимала эти истины. Патриарх Гермоген в своих посланиях говорил, что «вы» (а обращался он, между прочим, в том числе и к ополченцам Минина и Пожарского) – изменники, вы предали законного Государя. Напомним, что речь шла вообще-то о самом слабом царе за весь доромановский период – о Василии Шуйском. Патриарх воспринимал Смуту как наказание за это цареотступничество. И лишь когда народ внял его внушениям и принес всенародное покаяние, победа ополченцам была дарована, и монархия восстановлена. Или вот, скажем, цитата из другого документа.
«Убийство Царской семьи – тяжелое бремя на народной совести, которая хранит сознание того, что многие наши предки, посредством прямого участия, одобрения или безгласного попустительства, в этом грехе повинны. Покаяние же в нем должно стать знамением единства наших людей, которое достигается путем не безразличного соглашательства, но вдумчивого осмысления произошедшего со страной и народом. Именно оно будет единством не по форме, а по духу… Мы снова свидетельствуем, что грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян… Пусть воспоминания о содеянном преступлении подвигнут нас совершить в этот день всеобщее покаяние в грехе вероотступничества и цареубийства, сопровождаемое постом и воздержанием, чтобы Господь услышал наши молитвы и благословил Отечество наше миром и процветанием».
Что же это за документ? Это писали не мифические «царебожники», а Священный Синод нашей Церкви во главе с Патриархом Алексием. Послание их к 80-летию убиения Императора Николая II и Его Семьи.
И вот теперь, наконец, настал момент сказать о том, что есть истинная империя, особенно в применении к России. Это – великая Россия, которая помнит о своей духовной основе, без которой никакое внешнее величие невозможно. Помнит о Святой Руси. Это значит, что подлинная империя только тогда способна на свои внешние славные подвиги, когда она помнит о своем внутреннем духовном содержании, содержании христианском. А на чем основано практическое христианство? Оно всегда основано на покаянии. Без покаяния не только в своих личных грехах, но и в общем грехе народа никакого славного имперского будущего у нас нет и быть не может. Если произойдет это движение народной души, то Бог сможет явить свое Чудо, и империя возродится. Ну а если нет… Тогда остатки русских будут показывать в назидание туристам из стран НАТО в каком-нибудь специально для этого созданном этнографическом заповеднике. Какое нас ждет будущее – выбирать нам.
Источник:
|