07 марта 2019 г. Просмотров: 9547
Владимир Семенко
На последнем заседании Священного Синода РПЦ был принят ряд весьма знаковых кадровых решений. Из наиболее заметных – освобождение от занимаемой должности Управделами фактически второго человека в бюрократической иерархии Церкви митрополита Варсонофия (который, вопреки досужим предположениям, при этом остался митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским) и увольнение с поста наместника Троице-Сергиевой Лавры архиепископа Феогноста.
По традиции, должность управделами считается ключевой, последней ступенькой на пути к патриаршеству. Занимающей ее естественным образом воспринимается в качестве преемника действующего Предстоятеля. (Тем более, что ОВЦС после разделения на три самостоятельных синодальных отдела в 2009 году уже не является таким «государством в государстве», каким этот отдел был во времена Патриарха Алексия, когда им руководил нынешний предстоятель, тогда еще митрополит Кирилл). Митрополит Варсонофий, у которого несоизмеримо менее высокий рейтинг упоминаний в прессе, чем у председателя ОВЦС митрополита Илариона, многими (не в последнюю очередь, в силу этого очень важного косвенного признака) воспринимался как неформально назначенный преемник патриарха Кирилла, тем более, что является его личным другом еще со времен юности. Так что нынешнее кадровое решение, по сути, означает его «отставку» с «должности» преемника, лишение этой неформальной роли. Что, по мнению некоторых, отчасти (но только отчасти) мотивировано его явными провалами в кадровой политике. Митрополит Тверской Савва, назначенный на его должность – человек, в сущности неплохой, но абсолютно не харизматичный, старательный и послушный исполнитель и в этом плане – типичный выдвиженец нынешнего патриарха, который органически не переносит рядом с собой людей ярких и талантливых. Вряд ли он будет претендовать на какую-либо самостоятельную роль в течение ближайших лет десяти, при этом безотказно исполняя любую волю «шефа». По жизненному самоощущению последнего, нынешний «понтификат» должен длиться вечно.
Все вышеизложенное – достаточно понятная материя. Менее очевидны причины отставки митрополита Рязанского Марка с должности руководителя Финансово-хозяйственного управления РПЦ. Вл. Марк всегда считался (и на деле был) выдвиженцем патриарха Кирилла, и думается, что его увольнение вряд ли можно адекватно объяснить банальным «омоложением кадров», как это делает, например, известный антицерковный либеральный журналист С.Бычков. По этой логике на следующем шаге патриарх Кирилл должен был бы отправить в отставку самого себя, а уж это, как говорится, «не дождетесь». Думается, что подоплека этой отставки связана с позицией, занятой вл. Марком в историей со «сменой караула» в главном церковном предприятии «Софрино», когда на предварительном этапе именно вл. Марк во главе специально сформированной для этой цели группы провел внутренний аудит «ведомства Пархаева». Этот аудит, как полагают компетентные источники, курировался внешними для РПЦ силами. В итоге был сделан еще один шаг к внешнему контролю за определенной частью церковных финансов со стороны тех структур, которые никак не управляются патриархийными чиновниками. В частности, назывались имена известного специалиста по «зачистке» высокопоставленных коррупционеров генерала ФСБ Олега Феоктистова (ныне оставленного) и главы «Роснефти» Игоря Сечина, входящего в ближайший пул путинских элитных кадров. Возможно, как мы предполагали ранее, сам патриарх Кирилл нанес упреждающий удар по Пархаеву, понимая, что ситуацию уже не спасти и необходимо предотвратить бóльшие неприятности со стороны тех, кто стремится поставить под внешний контроль церковные финансы. Как бы там ни было, вл. Марк, по всей видимости, в нынешней ситуации рассматривается уже как отработанный кадр, чья слишком большая информированность о внутренних финансовых делах РПЦ ныне не представляется полезной.
Гораздо интереснее другая знаковая отставка – архиепископа Феогноста. Здесь гораздо больше подтекста, не сразу и не всем очевидного. Известный либеральный блогер, в прошлом – православный журналист и ответственный редактор ЖМП (Журнала Московской Патриархии) С. Чапнин в своем блоге довольно туманно намекает на финансовую подоплеку этого неожиданного для внешних наблюдателей кадрового решения. Далеко же все зашло в эволюции нашей церковной жизни, если даже бравирующий своей фрондой и никак не зависящий от высшего руководства РПЦ Чапнин позволяет себе всего лишь крайне туманные намеки на ключевой момент в происходящем. Что уж тогда говорить о пишущих или (по большей части) молчащих клириках!
Между тем сугубо светские комментаторы уверенно утверждают, что именно серьезная игра вокруг больших денег является решающим фактором, обусловившим отставку наместника ТСЛ. Речь идет о так называемом проекте «Русский Ватикан». Характерно, кстати, что разработка проекта в его архитектурно-планировочной части была заказана конструкторскому бюро «Стрелка», которое специализируется по части организации городских пространств и пользуется репутацией одной из самых непрозрачных и либерально ориентированных структур, отметившейся, в частности, в скандальном проекте «Дома новой культуры» (ДНК), к которому в бытность свою вице-премьером правительства России приложил руку никто иной, как сам В. Сурков. Эти ДНК в свое время удалось отчасти заблокировать из-за дружного противодействия православной общественности. Вместе с тем понятно, что никакой речи о передаче каких-то территорий под непосредственное управление РПЦ в собственно юридическом смысле российское государство, естественно, не допустит. Речь может идти лишь о коммерческом проекте, связанном с туристическим бизнесом, недвижимостью и т.д. А в такого рода делах доверять можно строго людям из собственной команды, к каковым архиепископ Феогност очевидным образом не относится.
Мы, однако, далеки от того, чтобы сводить все дело к финансово-коммерческой составляющей, которая, будучи, конечно, необычайно важной, тесно переплетается с качественно иными материями. В вышеозначенных процессах, как представляется, немалую роль играет также МДА (Московская духовная академия), которую (особенно теперь) в некоторых отношениях крайне сложно, практически невозможно отделить от Лавры, в стенах которой она, как известно, располагается.
В сравнительно недавнее время финансирование Академии осуществлялось не непосредственно, а преимущественно через посредство Лавры, и в этом смысле Московские Духовные школы всегда считались сугубо затратным, спонсируемым проектом. Однако с недавних пор, особенно после назначения ректором известного модерниста архиепископа Амвросия, в прошлом руководившего Академией Питерской, ситуация стала меняться. Молодая команда «новых миссионеров» под руководством проректора по научной работе протоиерея Павла Великанова стала активно проявлять себя, достигая ощутимого результата в деле получения самостоятельного финансирования из различных источников, при этом умело продвигая на рынок образовательных услуг некие креативные проекты, при помощи которых Академия, видимо, по чьему-то замыслу, должна в идеале выйти на самоокупаемость.
Ведем речь о получившем скандальную известность проекте «Академия веры», подготовленном Центром информационных технологий ТСЛ и МДА на средства президентского гранта. Согласно журналистскому расследованию сайта «Антимодернизм», вышеупомянутый центр по своему юридическому статусу – частная организация. Здесь не можем не отметить эту весьма типичную для современных российских реалий деталь: ответственное дело (в данном случае связанное с религиозным воспитанием и образованием), которое по определению должно быть задачей для обладающих соответствующей компетенцией, профессиональными навыками и знаниями структур (в данном случае церковных) с ведома самого руководства этих структур перекладывается на плечи новоучрежденных частных организаций, которые получают на осуществление своей деятельности весьма значительное финансирование из бюджетных источников. Остается лишь догадываться о степени и характере заинтересованности во всем процессе тех, кто дает такие разрешения и выделяет вышеозначенные средства. Генеральный директор Центра — иеромонах Таврион (Смыков). Руководитель проекта — о. Павел Великанов; редакционная коллегия и авторы текста — о. Антоний Борисов и о. Стефан Домусчи. Для производства своего видеопродукта (о котором речь у нас еще впереди) центр активно сотрудничает со ВГИКом. Продюсер фильмов портала «Академия веры» — диакон Анатолий Колот; автор сценариев — Алексей Пищулин.
Как указывает «Антимодернизм», в 2017 году «Академия веры» получила грант от «Фонда президентских грантов» в размере 9 829 754 рубля. На эти средства был создан сайт «Академия веры» и 20 мультфильмов продолжительностью около 7 мин каждый. Каждый мультфильм, таким образом, обошелся около 500 тыс. рублей, что примерно в 10 раз выше себестоимости. В мае 2017 года та же группа лиц во главе с о. П. Великановым запрашивала на «Академию веры» 28 668 770 рублей, но заявка была отклонена. В 2018 году была отклонена заявка на осуществление проекта «В четыре руки». За 9 862 643 руб. предлагалось сделать цикл видео-бесед о. Павла Великанова с психоаналитиком Константином Ольховым на темы семейных отношений.
Теперь о содержании того продукта, который авторы, базирующиеся в обители преподобного Сергия, представляют в качестве миссионерско-просветительского. В 7-минутных роликах, сделанных в стилистике, типичной для неопротестантских сект, в «доступной, популярной форме» излагаются основные сведения вероучительного характера: о Христе, о пресвятой Троице, о Божественной литургии и т.д. В своей рецензии на данный продукт известный богослов, зав. кафедрой теологии ПСТГУ, кандидат богословия доцент П.Ю. Малков, по сути, если убрать принятые в научно-академической среде дипломатические реверансы, сказал, что предложенный для рецензирования продукт содержит целый букет ересей. Сам же он в своих выводах высказывается в том плане, что «ролики:
1. Содержат огромное число существенных вероучительных неточностей, неосторожных с точки зрения православной догматики, спорных экзегетических идей, синкретических мнений, смешивающих христианские истины с околохристианскими и даже вполне оккультными идеями… (то есть речь идет, попросту говоря о смешении христианства с антихристианством. Но смешение меда и дегтя, вне зависимости от пропорций, дает, как известно, не мед пониженного качества, а продукт, непригодный к употреблению – В.С.).
2. Проникнуты протестантским (то есть еретическим – В.С.) и в то же время предельно рационалистическим духом.
3. Содержат крайне неосторожные, вызывающие, недопустимые в нравственном отношении и находящиеся на грани фола (или даже за его гранью) абсолютно неуместные шутки.
4. Крайне бестолковый и запутанный порядок изложения клипового материала скорее внесет сумбур в головы зрителя, чем даст ему ясное понимание подлинной сути христианского вероучения, нравственных основ Православия. Эти ролики могут оттолкнуть потенциальных катехуменов (то есть тех, среди кого ведется миссия – В.С.), а отнюдь не помочь им войти в Церковь Христову».
Необходимо сказать, что мы полностью разделяем выводы уважаемого богослова. Однако, переводя с научно-академического на общечеловеческий, скажем, что под видом миссионерства нам предлагается оккультно-еретический суррогат, способный не привлечь кого-то в Церковь, а наоборот, навсегда оттолкнуть от нее. Детский лепет авторов на мотив «говорить с молодежью на ее языке» (молодежь вообще-то бывает разная, единого «языка молодежи» не существует) абсолютно не идет к делу. Ибо, как показывает опыт западных, инославных конфессий, попытка в деле проповеди и катехизации усвоить язык мiра приводит не к воцерковлению его, а, напротив, к обмiрвщлению самой Церкви. Представляется, однако, что мы вряд ли имеем дело с наивными людьми. На круглом столе в Доме кино 4 марта 2019 г., где прошло обсуждение скандального проекта, в ряде выступлений прямо указывалось, что комплексный лингвостилистический и психологический анализ продукта, произведенного «Академией веры», однозначно выявляет в нем типичные приемы манипуляции сознанием, обычно приводящие к раздвоению (шизоизации) его и слому в нем иерархии ценностей. Выступающие также указывали на очевидность, о которой мы писали в наших работах еще 15-20 лет назад: если «миссионер» являет мiру не образ принципиально иного бытия, не пример подвига и святости, а разбавленный «христианством» суррогат самого мiра, то ничего общего с итогом деятельности древней Церкви, Церкви мучеников и святых, здесь очевидным образом не произойдет. Носитель любой нехристианской или прямо антихристианской субкультуры непременно предпочтет свой оригинал ухудшенной копии с непонятным довеском в виде какого-то «православия». Подобно тому, как сходняк грузинской мафии в ресторане «Сулико» с точки зрения «крутизны» и «понтов» (элитных автомобилей, охраны, разного рода эскорта и т.д.) обязательно превзойдет то, что пытаются изобразить разнообразные представители церковной бюрократии, что съезжаются на богослужение в обитель преподобного Сергия в день его святой для всех нас памяти.
Надо признать, что сами авторы проекта достаточно откровенны в обосновании своих ключевых целей и задач. По сути, они объявляют войну православной Традиции и ее носителям, бескомпромиссным защитникам веры, когда к числу таковых целей относят, в частности, противодействие тому, что сами называют «религиозным ригоризмом» (по их мнению, несовместимым с христианством). Ну а о том, какого рода «религиозное просвещение» предлагается ими в качестве альтернативы, мы только что вкратце рассказали. Характерно, кстати, что для совсем уж убойного (как им кажется) обоснования своей нужности и полезности потенциальному заказчику наши креативные миссионеры ссылаются на «провокации со стороны радикально настроенных фундаменталистских религиозных направлений», приводя в качестве примера мифические «теракты» в связи с показом глумливо-кощунственного фильма «Матильда» со стороны сугубо фейковых «православных террористов». (Сюжет, действительная подоплека которого была разобрана нами ранее).
Упомянутая выше «Стрелка» умеет виртуозно осваивать немалые финансовые средства, при этом целенаправленно разрушая традиционные формы культуры. То же самое мы, по существу, имеем и в данном случае, только в роли светской культуры выступает наша православная Традиция, а в роли продвинутых мальчиков и девочек в модных шмотках гламурные отцы с аккуратно подстриженными бородками и в шелковых рясах. Соотнесение громких отставок в РПЦ и анализа вышеописанного проекта (к которому мы не раз еще обратимся) позволяет сложить последний пазл в системной картине происходящего. Ибо совершенно понятно, что при всем том, что архиепископ Феогност, без сомнения, обладает непростым бэкграундом, все же он, как человек традиционно-монашеской, то есть собственно православной выучки, вряд ли позволил бы под стенами Лавры спокойно течь крупным и неподконтрольным ему финансовым потокам, которые к тому же служат не укреплению в России православной веры, а, по сути, целенаправленному ее искоренению, причем удар наносится как по духовной-вероучительной сердцевине православной культуры, так и по собственно культурным формам, исторически свойственным нашему народу. Ну а управлять Лаврой теперь станет бывший наместник Донского монастыря епископ Парамон, который незадолго до своего нового назначения отметился тем, что благословил в своем монастыре, прямо в сакральном пространстве главного собора концерт хора мальчиков из Англии. Почему-то нам кажется, что с любителем профанировать православное богослужение архиепископом Амвросием они удачно сработаются… «ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ».
Источник:
|