СОЮЗ ПАТРИОТИЧЕСКИХ СМИ


 
Поделиться в соцсетях:

Предпосылки и факторы формирования задержки речевого развития

18 февраля 2020 г. Просмотров: 1820

Екатерина КУЛЕБЯКИНА, детский врач-психиатр наукограда Обнинск

В последние годы все чаще приходится сталкиваться с задержкой речевого развития у детей. Нынешние бабушки с тоской вспоминают двухлетних малышей, читавших стихи Барто. Сейчас таких детей – единицы. Причины, ведущие к речевой задержке, можно сгруппировать в биологические и социальные. Среди биологических факторов на первом месте стоит перинатальная энцефалопатия (раннее внутриутробное повреждение головного мозга), возникающая вследствие гипертонуса матки, угрозы прерывания беременности, фетоплацентарной недостаточности, кроме того гипоксия или асфиксия в родах, возникающие вследствие нарушения сократительной функции матки, также ведут к кислородному голоданию головного мозга.

 

При этом кора больших полушарий, более других отделов отвечающая за развитие речи и интеллекта, страдает больше всего (как самое молодое образование). Самой распространенной причиной подобной акушерской патологии, как правило, являются предшествующие аборты, различные воспалительные заболевания женской репродуктивной системы, гормональные нарушения.

К биологическим факторам также относятся ЧМТ и инфекционные заболевания (особенно менингиты и энцефалиты), поствакцинальные осложнения (неоправданная перегрузка прививками в первые годы жизни), тугоухость (как врожденная, так и приобретенная (аденоидные вегетации). Кроме того нельзя игнорировать наследственный фактор.

К социальным факторам необходимо отнести двуязычие, аномалии микросоциальной среды, в которой растет ребенок (асоциальное поведение родителей, эмоциональная депривация, т.н. «заброшенность»), явления «госпитализма», когда ребенок находится в казенной среде, исключающей индивидуальную речевую стимуляцию. С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность.

Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, звуковой и зрительной гиперстимуляции, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.

Сразу обозначим: речь не является врожденной способностью человека. У новорожденного её нет, зато есть потребность в заботе взрослых и, как следствие, потребность в общении. Речь — это лишь способ её удовлетворить. Уже с двух месяцев малыш начинает упражняться в произнесении гласных, привлекая к себе внимание взрослых, сообщая о своих ощущениях и эмоциях. Если родители игнорируют эти призывы, речевая активность снижается, развитие замедляется. Навыки речи формируются, но в более поздние сроки, что негативно сказывается на общем психологическом развитии малыша. Он не может полноценно общаться, познавать мир, учиться, его отвергают другие дети. Хуже всего, что из-за отставания в речи замедляется и умственное развитие, иногда этот процесс необратим.

ЭТАПЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В НОРМЕ

В 1,5 месяца ребенок начинает прислушиваться к голосам и радоваться, когда слышит знакомые, постепенно осваивает гласные. Приблизительно в полгода уже вовсю лепечет. Параллельно малыш накапливает пассивный словарный запас, в возрасте до года он способен понимать от 50 до 100 слов.

В год-полтора малыш учится понимать речь окружающих, говорит первые слова. Он начинает осознавать, что комбинации звуков обозначают определённые предметы и что с помощью слова можно достичь своей цели.

В период с двух до шести лет речь становится всё более совершенной и похожей на речь взрослых.

В два-три года она приобретает связный характер, появляются простые фразы, которые постепенно усложняются. Поначалу ребёнок допускает грамматические ошибки, искажает звуки, но со временем ситуация выравнивается.

В норме к пяти годам человек пользуется всеми формами предложений, его речь полностью понятна всем взрослым, а не только близкому окружению.

К шести он уже может самостоятельно пересказывать тексты и описывать события. Словарный запас составляет не менее 2000 слов.

ПРИЗНАКИ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Чем раньше будет диагностирована задержка речевого развития, тем эффективнее будет лечение. Существуют признаки, позволяющие заподозрить неладное на начальных этапах. О посещении специалиста следует задуматься, если ребёнок:

Старше 3 месяцев. Не оживляется, услышав речь взрослого, не проявляет эмоциональную реакцию на голос;
Страше 6 месяцев. Не реагирует на звук;
Старше 8 месяцев. Не лепечет, либо лепет носит однообразный неинтонированный характер, не меняется в зависимости от потребностей;
Старше 1,5 года. Не произносит простых слов вроде «мама» или «дай», не может показать предметы на картинке в ответ на вопрос родителей; нет попыток повторения слов за взрослым, либо повторение не носит коммуникативный характер («на своей волне»);
Старше 2 лет. Обладает словарным запасом всего в несколько слов и не пополняет его, а также не способен выполнять инструкции взрослых («Подними куклу и дай ее мне»);
Старше 2,5 лет. Не составляет фразы из двух слов;
Старше 3 лет. Говорит так, что понять его могут только самые близкие люди.

Диагноз задержка речевого развития ставится врачом (неврологом или психиатром). Но выявление причин, может включать в себя дополнительные обследования у отолагинголога, логопеда, психолога. Если выявлены органические причины ЗРР, то помимо логопедических занятий может быть назначено медикаментозное лечение, микрополяризационные токи. Если причины носят преимущественно социальный характер, то ведущую помощь оказывают психологи и логопеды. При этом большая нагрузка ложится на родителей, которым приходится сильно перестраивать свою тактику взаимодействия с ребенком (ограничивать просмотр мультфильмов, больше времени играть с ребенком, проводить с ним нейрогимнастику).

ВСЕ МЫ ЖЕРТВЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ПРОГРЕССА

Пока ребенок совсем маленький, каждая мама хочет, чтобы он побыстрее вырос. Эта торопливость может провоцировать проскакивание некоторых этапов развития. Так, например,

- кто-то стесняется лепетать вместе с ребенком, считая это безполезным;

- удобное изобретение под названием «ходунки» лишает ребенка потребности ползать, что, в итоге, приводит к дефициту межполушарных связей.
Но когда малыш подрос, его познавательная активность идет вразрез с распорядком старших, тогда его любознательность пытаются ограничить, усаживая за электронные устройства. Такое родительское решение сравнимо с миной замедленного действия, поскольку

- замедление формирования крупной и мелкой моторики;

- перегрузка зрительного анализатора, что опосредованно ведет к перераспределению кровотока от лобных долей (отвечающих за формирование речи и интеллекта) к затылочным долям (зрительный анализатор);

- приучает ребенка к бездейственному получению удовольствия, что чревато формированием устойчивой гедонистической модели поведения (брать от жизни только удовольствия), в итоге недостаточно развиваются волевые установки.

Нынешнее поколение молодых родителей родилось в 90-е годы прошлого столетия, когда посещение дошкольных детских учреждений не было уже обязательным. В итоге в родительской массе практически утрачен пласт детских песенок и потешек, которые знала любая нянечка. К счастью, их еще можно найти в интернете в разделе физкультминуток. При всей внешней простоте и скучности для взрослого человека для ребенка они имеют колоссальное значение. Ведь в возрасте 1-3 лет, когда идет самое активное формирование речи, у малыша доминирует двигательная активность, и усваивать новое, в том числе и слова, ему легче через движение. Приведу простую песенку, памятную из моего детства.

Мы захлопали в ладоши
Громче, веселее.
Застучали наши ножки
Все сильней-сильнее.
По коленкам мы ударим
Тише-тише-тише.
Ручки кверху мы поднимем
Выше-выше-выше.
Заиграли наши ручки,
Снова опустились.
Покружились наши детки
И остановились.

В этой простенькой песенке ребенок усваивает части тела (ладони, руки, колени, ноги), сравнительные понятия (громче-тише), пространственные понятия (верх-низ), усваивает глаголы. Всем известная игра «Каравай» так же учит ребенка понятиям высокий/низкий, широкий/узкий.

Для развития мелкой моторики играйте с ним в кубики, конструктор, собирайте мозаику и лепите из пластилина. Пусть малыш перед прогулкой самостоятельно застегивает пуговицы и завязывает шнурки. Вспомните старые добрые пальчиковые игры («Сорока-белобока», «Ладушки») — они стимулируют разные точки и нервные окончания на ручках. Эффективен пальчиковый массаж, его можно делать с самого рождения («этот пальчик мамочка, этот пальчик папочка…»).

Всем известно, что речь является основой для формирования мышления, поэтому для развития словарного запаса вашего малыша можно играть с ним в игру «Назови как можно больше слов, обозначающих (посуду, одежду, мебель, зверей, цветов, деревьев)…». Ваш ребенок, развлекаясь, не догадается, что на самом деле вы формируете у него понятийное мышление, которое пригодится ему с 1 класса. Когда он освоил раскрытие понятий, можно усложнить задачу: мама перечисляет три предмета, а ребенок отвечает, как их можно назвать одним словом. Когда и этот этап освоен, можно перейти к игре «четвертый лишний» (найти лишнее слово из набора «чай, компот, конфета, молоко» или «дуб, ромашка, ель, береза» или «яблоко, капуста, катрошка, горох»). А когда ваш ребенок сможет пояснить свой выбор по главному признаку (напиток/еда, деревья/цветок, фрукты/овощи) – можете быть уверены, что к освоению школьной программы он готов.

Какие же советы по развитию речи дают специалисты Американской Ассоциации Семейных врачей?

Говорите с ребёнком с самого момента рождения. Даже новорожденным полезно слышать речь.

Отвечайте на гуление и лепет своего ребёнка.

Играйте с ним в простые игры типа «Ладушек».

Слушайте своего ребёнка. Смотрите на него, когда он говорит с вами. Дайте ему время, чтобы ответить (это похоже на вечность, но посчитайте до 5, а лучше до 10 перед тем, как нарушить тишину).

Описывайте детям, что они делают, чувствуют и слышат в течение дня.

Поощряйте сочинение историй и рассказы ребёнка.

Читайте книги вслух. Попросите у библиотекаря книги, подходящие ребёнку по возрасту. Если ребёнок теряет интерес к тексту, просто обсудите картинки.

Пойте ребёнку и давайте слушать музыку. В процессе разучивания песенок ребёнок учит новые слова, развивает память и учится выражать мысли словами.

Разговаривайте с ребёнком как можно больше. Комментируйте все, что вы делаете.

Планируйте семейные прогулки и путешествия. Новый опыт даёт интересную пищу для разговоров до, после и во время прогулки.
Рассматривайте семейные фотографии и обсуждайте их.

Отвечайте каждый раз, когда ребёнок говорит, это вознаграждает его за речь.

Задавайте ребёнку как можно больше вопросов.

Не исправляйте грамматические ошибки — просто покажите правильную модель.

Играйте с ребёнком один на один и обсуждайте игры и используемые игрушки.

В играх следуйте за ребёнком, так вы будете заниматься тем, что привлекает интерес ребёнка в то время, когда вы разговариваете.

Создайте для ребёнка возможность играть с детьми с чуть более развитой речью.

Таким образом становится понятно, какое важное значение имеет ранее начало работы с ребёнком, направленное сперва на развитие понимания обращённой речи, на базе которого затем и формируется активная речь. 


© Национальный медиа-союз,
2013-2024 г. г.
  Портал существует на общественных началах Гл. редактор - Юдина Надежда Ивановна Email: rpkp13@mail.ru