СОЮЗ ПАТРИОТИЧЕСКИХ СМИ
Поделиться в соцсетях:

Религиозные секты: как противостоять их влиянию?

05 сентября 2016 г.

Молодёжный портал ярославской области

В настоящее время в нашем обществе резко возрос интерес к религии. Миллионы наших сограждан стали православными и мусульманами, иудеями, буддистами. Однако трудно не заметить, что наряду с этим появляются или обретают распространение нетрадиционные религиозные группы и секты. По оценкам экспертов, их количество колеблется от двухсот до пяти тысяч; например, только в Ярославской области на сегодняшний день зарегистрированы и осуществляют свою деятельность около 380 религиозных организаций, из них четверть – нетрадиционные.

 

Мы живем в обществе, где человек волен сам определять свое отношение к религии, свободно выбирать ту или иную веру. Однако это не значит, что пребывание в любой религиозной организации – благо. Особенно много претензий у правоохранительных органов возникает как раз к религиозным сектам, часто ломающим жизнь верующих.

Секта (лат. secta — школа, учение, от лат. sequor — следую) — понятие, которое используется для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного религиозного направления и противостоящей ему, или указания на организованную традицию, имеющую своего основателя и особое учение.

В некоторых источниках понятие «секта» трактуется шире. Так называется любая группа (религиозная или нерелигиозная, отделившаяся или новая), имеющая своё учение и свою практику, отличные от господствующей церкви или идеологии.

Кроме того, разные исследователи используют для обозначения таких объединений различные названия. Кроме привычного слова «секты» употребляются такие синонимы, как «культы», «нетрадиционные религии», «новые религиозные движения», «религии Нового века».

Самыми опасными сектами считаются те, которые культивируют асоциальность, отрицание законов Российской Федерации, подвергают риску нравственное, психическое и физическое состояние человека, посягают на имущество и средства граждан, разрушают семьи.

Немного об истории и причинах появления сект

Массовое появление и распространение новых религиозных течений пришлось на 60-70-е годы XX века. Родиной большинства сект считаются США, откуда новые учения проникли в Европу.

В научной литературе вопрос о причинах появления нетрадиционных религий и культов освещен неоднозначно, поскольку он оказался довольно сложным. Некоторые авторы связывают причину возникновения новых религий с глобальными проблемами, вставшими перед человечеством. К ним относятся экономические кризисы, социальные потрясения, стихийные бедствия, различные вооруженные конфликты, угроза ядерной войны и тому подобное. Именно эти явления могут формировать у людей пессимизм, чувство неустроенности и неопределенности, тревогу за свое будущее. Здесь и появляются секты, которые обещают людям быстрый выход из всех сложных ситуаций.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что прежде всего в группу риска попадает молодежь. Кроме того, такие религиозные общины нередко становятся приютом для людей, выбитых из обычной жизненной колеи.

Признаки сект

Религиозные секты имеет жесткую структуру, во главе которой находится харизматический лидер, который имеет неограниченную власть. Такие культы отрицательно относятся к общечеловеческим ценностям, традиционным религиям. Руководитель каждой секты пытается доказать, что его учение – лучшее, а сам он - «живой бог» или хотя бы пророк Всевышнего.



Члены религиозных сект ведут, в основном, закрытый образ жизни и нередко объединяются во всевозможные «коммуны», «братства», «семьи» или «ашрамы» (монастыри). Особое внимание отводится новичкам, которых не оставляют без опеки ни днем, ни ночью, стараются как можно быстрее приспособить к специфическому для культа существованию.

Распорядок дня верующих планируется так, чтобы каждая минута жизни человека была заполнена молитвами, размышлениями на религиозные темы и он не оставался наедине с собственными мыслями. Сами религиозные взгляды усиленно насаждаются на общих собраниях, религиозных «семинарах» и «конференциях», в ходе индивидуальных собеседований. Как правило, каждый член секты обязан читать определенную «духовную» литературу, изучать и даже конспектировать тексты «священных книг», проводить определенное время в молитвах. Чтобы предельно ослабить волю человека, в ряде сект практикуется режим с обязательным недосыпанием и очень скудным питанием. В научной литературе эта тактика получила название «промывание мозгов».


При этом руководители культов безапелляционно вмешиваются в самые интимные отношения верующих, «указывают» им, кого выбирать в друзья или даже в спутники жизни.

Конечно, далеко не все люди, попавшие в культ, довольны таким положением. Поэтому каждая секта разрабатывает свои методы запугивания верующих. Для этого практикуются и физические наказания «непокорных», и средства заурядного шантажа – мол, если покинешь наши ряды, то с тобой или твоими близкими могут произойти «несчастные случаи».

Понятно, почему многие исследователи нетрадиционных религий отмечают их антигуманный характер и называют такие объединения тоталитарными культами.

Сами члены религиозных общин безвозмездно работают, передают общине свои сбережения и недвижимость. Кроме того, часто обязанностью каждого верующего становится сбор пожертвований на улицах, продажа выпускаемой сектой религиозной литературы. Такой способ накопления богатств присущ многим новым религиозным течениям. Особо успешные объединения выходят на международную арену, обзаводятся филиалами во многих странах мира.

Как противостоять влиянию

Вовлечение людей в секту осуществляется обычно двумя способами: а) уличная вербовка, б) вербовка по месту работы или учебы.

Уличная вербовка

К вам обращается аккуратно одетый, вежливый и подчеркнуто доброжелательный человек, сидящий рядом с вами на скамейке или идущий вам навстречу. Кстати, эта ситуация может произойти не только на улице, но и на пороге вашей квартиры. Нередко уличные вербовщики работают «благообразной парой», причем стиль общения с вами этих напарников будет несколько различаться.

Вербовщик обязательно спросит разрешения поговорить с вами, и после пары-тройки общих фраз обязательно затронет тему Бога, возможностей духовного развития или мобилизации каких-то скрытых в человеке сил. Его задача – «выманить» человека на диалог, «подружиться». После этого обычно вербовщик приглашает нового знакомого «продолжить общение»: мол, мы вот тут собираемся по такому-то адресу, приходите, там много интересных людей…

Чтобы противостоять влиянию сектанта, отнеситесь к нему точно так же, как к представителям торговых фирм, рекламирующим прохожим на улице залежалый товар под видом самого модного и «крутого». Самая разумная стратегия — быстро выйти из разговора, сославшись на занятость, усталость и так далее. А еще лучше вообще не вступать в диалог с любезно-навязчивыми незнакомцами. Не стоит брать на память о встрече ни предлагаемой литературы, ни — тем более — оставлять вербовщику свой адрес или телефон.

Вербовка по месту работы или учебы

Эта ситуация психологически сильно отличается от предыдущей - хотя бы потому, что влияние вербовщиков на вас идет уже не случайным «наскоком», а базируется на регулярном общении и использовании знаний о каких-то ваших конкретных проблемах. Человеком, который пытается вовлечь вас в секту, может оказаться кто-то из тех, кто для вас привычен и кому вы склонны доверять. Он попал в религиозную организацию сам – и теперь аккуратно втягивает туда окружающих. Это может быть коллега по работе, чудаковатый преподаватель в учебном заведении, однокурсница и так далее. Противостояние такой вербовке потребует от вас куда большего напряжения, чем в случае уличного столкновения с сектантами.

Рассмотрим подробнее типичные ситуации:

Ситуация первая. Вы ищете работу, и некая фирма предлагает вам занять вакантную должность. Есть только одно «но» — вы видите, что ваша потенциальная работа как-то связана с литературой, ритуалами или символикой некой нетрадиционной религии. Вы можете сразу отказаться от этого варианта трудоустройства. Вы также вправе рискнуть и начать здесь работать, не обращая особого внимания на религиозную специфику. Однако учтите, что трудиться в коллективе, состоящем из фанатично верующих граждан, будет тяжело, вы станете испытывать постоянный прессинг со стороны руководства и коллег, и даже если не примете их «истинной веры» - ваши персональные данные всё равно окажутся достоянием секты, и через некоторое время та предпримет новые попытки вовлечь вас в свои ряды. Так что решайте сами — иметь дело с «набожными» работодателями или нет.

Ситуация вторая. Вам предлагают пройти бесплатные (или почти бесплатные) курсы по обучению эффективному менеджменту, маркетингу, отношениям с общественностью, психологии общения, выработке навыков «успешности» и т.п.

Для начала помните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и задайтесь вопросом, в чем же заключается интерес организации к вам. Если в самом деле занятия будет проводить квалифицированный специалист, что же — его рабочее время ничего не стоит? Надо ли откликаться на подобное сомнительное предложение? Если вразумительного ответа на этот прямой вопрос вы не получите, или он будет содержать туманные рассуждения о бескорыстной благотворительности, будьте готовы встретить в качестве «специалиста» представителя одной из тоталитарных сект. И в этом случае самый разумный ответ — спокойный, но бескомпромиссный отказ от предлагаемых услуг.

Если вы случайно попали на какую-то лекцию и видите, что в аудитории, где будет проходить занятие, или непосредственно перед ней, вам предлагают купить книги по дианетике, оккультизму и прочей «духовности», а также амулеты, благовония, аудио- и видеокассеты с записями выступлений «живых богов» и тому подобное, можете смело разворачиваться и уходить. Потому что на лекции вам наверняка начнут навязывать информацию соответствующего направления.

В секту вхожи неуверенные в себе люди с низкой самооценкой, чувством собственной неполноценности. Конформизм, граничащий с покорностью и слабость логического мышления, а также повышенная впечатлительность являются благоприятными факторами для вербовки новых адептов. Помните, что всевозможные «познания истины» — ловушка, попав в которую, выбраться уже практически невозможно. 

Источник: http:// http://www.molportal.ru/node/12789


   
 

© Национальный медиа-союз,
2013-2024 г. г.
  Портал существует на общественных началах Руководитель проекта - Анищенко Владимир Робертович,
Гл. редактор - Юдина Надежда Ивановна Email: udinanadejda@yandex.ru