14 марта 2019 г. Просмотров: 2068
Светлана Охрименко, слушательница Подразделения духовной культуры ФСДП ДонНУ
Отношение Русской Православной церкви к НЛП как к течению в психологии очень хорошо отражено в статье Игумена Антония (Логинова) и Сергея Гончарова "NLP - практика игумена Евмения", являющаяся сокращенным адаптированным вариантом «Заключения о деятельности просветительского центра, именуемого «Свет Православия», под руководством настоятеля Макариев-Решемского мужского монастыря игумена Евмения (Перистого)», и сделано на основании печатных материалов и текстов, помещенных в сайте Интернета, и представлено кафедрой богословия Ивановской Духовной Семинарии по требованию Ивановского Епархиального Управления.
Неприятие Русской Православной церковью НЛП как психокульта, да и соотношение идей НЛП с базисными понятиями христианской религии отлично отражает цитата из упомянутого выше источника:
С таким же успехом, например, исходя из общего момента неадекватности социального поведения, можно поместить подвиг Христа ради юродивого в одну ячейку с камланием бурятского шамана, а чудодейственные исцеления, совершённые Спасителем и святыми Отцами, - с фокусами современной экстрасенсорики. Чем же тогда отличается благодатное врачевание поглаживанием по руке и вождением пальца по некоторым участкам туловища болящего человека Оптинскими старцами от пассов нынешних мастеров биополя? По всей видимости, подавляющее большинство воцерковлённых людей в разных вариациях ответят на этот вопрос по сути одно и то же. Путь магии и путь религии - противонаправленные пути. Цели и духовные направляющие, стоящие за некоторыми сходными по наружности средствами выражения двух путей, непримиримы, а следовательно, и сами средства несовместимы. Потому, впрочем, и терминологию желательно не перемешивать. В противном случае, говоря, к примеру, что старец Амвросий практиковал пассы, потребуется уточнять, что под словом "пассы" разумеются лишь внешние движения, за которыми стоит, в отличие от оккультных манипуляций, совершенно иная энергийная основа. Подобно тому, и психотерапевтический аспект православного старчества совершено противонаправлен соответствующему аспекту системы нейролингвистики. В одном случае Дух Святой через старца-молитвенника, зачастую даже помимо рассудка самого посредника (как о том свидетельствовал преп. Серафим Саровский), говорит и совершает всё необходимое для духовного устроения человека. В другом же случае заряженный знаниями психотехнолог во имя своё, призывая духа лестча, исполняет в душе клиента её эгоистический заказ, уводя тем самым её вспять от духовного здравия. И, простите за риторику, что же общего у Христа с Велиаром? (2 Кор. 6, 15).
Под понятием лесч понимается ложь, обман и их синонимы.
Необходимо пояснить, что сутью обсуждаемой в статье проблемы является возможность использования психотехник НЛП в церковных обрядах. Игумен Евмений, начавший их использовать, был лишен сана и причислен к протестантам.
А вот как Русская Православная церковь отвечает на вопрос: "Как Православие относится к нейро-лингвистическому программированию (НЛП), которым сейчас многие увлечены?"
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров)
Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) направлено на манипуляцию не только сознанием, но и внутренним миром человека. Чаще всего для этого применяется гипноз. Основатели НЛП Ричард Бендлер и Джон Гриндер пишут в книге «Наведение транса»: «Если вы применяете к группе людей одно и то же гипнотическое наведение, то лишь некоторые из них перейдут в транс. Так поступают традиционные гипнотизеры. Но мы будем изучать нетрадиционный гипноз. Мы будем изучать так называемый эриксоновский гипноз, следуя Милтону Г.Эриксону. Эриксоновский гипноз означает развитие навыков гипнотизера до такой степени, чтобы вы смогли ввести человека в транс в ходе разговора, где даже не упоминается слово «гипноз». Уже давно я узнал, что важно не столько то, что вы говорите, а то, как вы это говорите. Если вы пытаетесь убедить кого-нибудь сознательно, одержав над ним верх, то это вызывает у него реакцию сопротивления, направленную против вас. Есть люди, не сопротивляющиеся, когда над ними берут верх, и они переходят в транс. Но ни сопротивление, ни сотрудничество ничего не доказывают, кроме того, что люди способны реагировать. Каждый живой человек может реагировать. Вопрос только, каким образом и на что. Когда вы занимаетесь гипнозом, ваша задача – заметить, на что человек реагирует естественно». К чему это приводит, можно узнать из другой книги тех же авторов: «На нашем последнем семинаре мы занимались стратегиями. Одну женщину мы запрограммировали так, что она забыла свое имя. Один мужчина тогда сказал: «Нет такого способа, с помощью которого меня можно было бы заставить забыть собственное имя!» Я спросил: «Как вас звать?» И он ответил: «Я не знаю!» Я ответил: «Поздравляю ваше подсознание, даже если у вас его нет». Меня забавляет, что гипноз нынче так систематически игнорируется. Я думаю, что это происходит потому, что сознание, которое использует этот метод, не доверяет ему. Но в каждой форме терапии, которые мне доводилось изучать, есть переживание транса» (Вводный курс НЛП тренинга). Представители НЛП и не скрывают, что «в определенном смысле – это навыки неограниченной власти над человеком, власти над состоянием и настроением, мышлением и поведением окружающих вас людей» (Р.Бендлер. Создание убеждений).
С точки зрения православной духовности это запрещено. Находясь в состоянии гипноза, человек практически полностью теряет контроль над собой: как телом, так и сознанием. Наиболее высокая внушаемость возникает на самой глубокой фазе гипнотического транса (так называемая парадоксальная фаза), когда слабые факторы (например, слово) действуют сильнее, чем сильные (острая боль). Человеку в таком состоянии могут быть внушены чувства и мысли, противные его убеждениям (в том числе моральным и религиозным). В состоянии гипнотического транса человек становится доступным демоническому воздействию.
Слово гипноз (греч. hypnos – сон) было введено английским врачом Джеймсом Брейдом (1795-1860) в 1843 году. Этим понятием обозначается состояние, внешне похожее на сон или полусон, вызываемое внушением. Оно сопровождается подчинением воли спящего воле усыпляющего. Древнейшие памятники письменности свидетельствуют, что уже древние шумеры и египтяне использовали гипноз в целях магического воздействия. Несомненно, что многие оккультные феномены колдунов, шаманов, заклинателей во все века были основаны на применении гипноза. Понятие гипноз часто встречается и у современных оккультистов.
Священное Писание всякое оккультное воздействие на человека строжайше запрещает. Деятельность волшебников, ворожей, вопрошателей мертвых, вызывателей духов, гадателей, обаятелей названа в Библии мерзостью (Втор.18:10-11). Гипнотическим оккультизмом, по-видимому, занимались обаятели (Иер.50:36; Дан.2:27; 4:4 и др.). Словом обаятель в Синодальном тексте переведено еврейское слово chabar. У этого слова несколько значений: связывать, заклинать, объединять. Гипнотизер именно связывает волю человека и манипулирует им. Святые отцы настраивают нас на духовное трезвение. Умолим Бога, чтоб Он даровал нам чистоту и смиренномудрие, плодом которых бывает духовное рассуждение, с верностию отличающее добро от зла! (Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о чувственном и о духовном видении духов. Заключение)[http://www.pravoslavie.ru/answers/060609120536].
НЛП как способ искажения реальности
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему люди попадают в секту? Почему вербовщик, несущий откровенный бред, зачастую вызывает такое доверие, что жертва готова принять его россказни за истину? Причин множество, и среди них – использование сектантами определенных психологических приемов и техник. Об одной из них и пойдет речь.
Гриндер и Бендлер родили очень интересные, очень эффективные и очень опасные технологии манипулирования сознанием людей. (Вирджиния Сатир)
Сейчас консультанты по HЛП есть практически во всех крупнейших компаниях мира. Консультанты по HЛП есть и у президентов. Есть такая информация, что сейчас уже подготовка по HЛП затрагивает все спецподразделения США, особенно разведку.(А.П. Ситников)
НЛП (нейро-лингвистическое программирование) возникло в начале 1970-х и стало плодом сотрудничества Джона Гриндера, который был тогда ассистентом профессора лингвистики в университете г. Санта-Круз (Калифорния, США), и Ричарда Бэндлера – программиста и студента психологии в том же университете. Они вместе изучали действия трех выдающихся психотерапевтов: Фрица Перлза, основоположника гештальттерапии; Вирджинии Сатир, семейного терапевта, которой удавалось разрешать труднейшие семейные взаимоотношения; и, наконец, Милтона Эриксона, всемирно известного гипнотерапевта. Они решили построить модель процесса общения с точки зрения не семантики, а синтаксиса. Им было все равно, о чем разговаривает человек: им было важно, как он это делает. Когда они сопоставили пути воздействия на человека всех троих, то оказалось, что эти пути практически совпадают [6].
НЛП имеет дело со структурой субъективного опыта человека: как мы организуем то, что видим, слышим и ощущаем, и как мы редактируем и фильтруем с помощью органов чувств то, что получаем из внешнего мира. НЛП также исследует то, как мы описываем это в языке и как мы действуем – намеренно или ненамеренно – чтобы получить результат.
НЛП развивалось в двух взаимодополняющих направлениях. Во-первых, как процесс обнаружения паттернов мастерства в любой области человеческой деятельности. Во-вторых, как эффективный способ мышления и общения, практикуемый выдающимися людьми.
За несколько лет НЛП стало применяться не только в психотерапии, но и в сфере бизнеса, медицины, образования, получило признание как общая модель эффективного общения. Его общая идея – "если один человек на Земле умеет что-то делать, то этому может научиться любой из нас".
По словам Гриндера, термин "нейро-лингвистический" уже существовал ко времени создания НЛП [4]. Учитывая, что Гриндер и Бэндлер изучали человеческое общение, построенное на тесно взаимосвязанных мышлении и речи, его употребление вполне объяснимо. Слово программа, если мы обратимся к толковому словарю, означает "последовательность действий, приводящая к определенному результату". Изначально в это слово не вкладывался смысл "зомбирование".
Со временем Гриндер превратил обучение НЛП в семейный бизнес. Бэндлер таинственно исчез после того, как в начале 80-х в его квартире были найдены убитая девушка легкого поведения и наркотики. Однако учитывая, что у Бэндлера очень жесткий стиль НЛП, направленный на навязывание определенных идей и поведения, существует версия, что он тесно сотрудничает с Пентагоном [10].
Несмотря на то, что НЛП заявляет о себе как о чистой практике, теоретическая основа у него все же есть. Это 10 так называемых базовых пресуппозиций (основных положений) НЛП. В 9 из них идет речь об общении как взаимодействии двух субъективных реальностей, в противоположность обыденному пониманию общения как объективного процесса. В этом несомненный плюс НЛП: важно не то, что сказано, а то, как это повлияло на собеседника. Известно множество примеров, когда простая и незатейливая фраза святого переворачивала всю жизнь человека, поднимала его из пропасти уныния к небесным высотам. Но следует помнить, что эти единственно верные слова – не продукт человеческого мудрования, а откровение, не речь магически действует, а любовь Христова изливается на страждущего через избранный Им сосуд благодати. НЛП оперирует только плотскими понятиями, его тесные рамки порвутся, если оно попытается вместить в себя Бога. Отсюда склонность к трансформации естественного восхищения сложностью и красотой человеческих взаимоотношений в своего рода "культ сверхкоммуникатора". Прямо это не афишируется, но дух литературы по НЛП именно таков. Еще один неудачный вывод – это умаление смысла сказанного при повышенном внимании к "технологии разговора". Да, как кому о чем-то говорить – это, несомненно, важно. Но если бы в этом заключалась вся суть, то Христа никто бы Словом не называл… Десятая пресуппозиция звучит так: "Вселенная представляет собой дружественную нам среду, изобилующую ресурсами". Это, пожалуй, самое "теоретическое" положение из всех. Из него делается вывод, что НЛП позволяет научиться гармоничному взаимодействию с собой и со Вселенной. Каким образом, до конца непонятно, но создается впечатление, что нужно просто со всеми "жить дружно" [1].
Как утверждают создатели НЛП, базовые пресуппозиции НЛП не навязываются, а предлагаются. Техники НЛП работают и без них. Более того, существует мнение, что большая часть занимающихся НЛП профессионалов их не разделяет.
Складывается впечатление, что НЛП – это действительно "чистая" практика, которую можно использовать независимо от убеждений. Но, к сожалению, гораздо чаще она используется в грязных целях.
Практическая сторона НЛП несравнимо богаче и обширнее теоретической. Основным ее стержнем является умение заставить собеседника смотреть на мир глазами "программиста". Для этого придумано много способов. Известный факт: чтобы переучиться делать что-либо, нужно сначала разучиться, а потом научиться снова. Сектанты могут вырвать человека из привычного окружения, погрузить в искусственно созданный безумный мирок с необычным языком и стилем поведения – и через какое-то время он примет порядок вещей в этом мирке за единственно правильный. Если мировоззрение личности основано не на твердой вере в Истину, а на наборе случайно заимствованных убеждений, то ей легче поверить в свое безумие, чем в коллективное. И постепенно взрослый человек становится легковерным интеллектуальным младенцем с отсутствием всякой критики к навязываемой идеологии. Это можно наблюдать на собраниях кришнаитов, свидетелей Иеговы, неопятидесятников всех мастей… Да кого угодно! И, думается, на семинарах по НЛП – тоже.
Если при разговоре копировать позу, движения и ритм дыхания собеседника, употреблять ключевые для его системы восприятия слова (в НЛП это называется "присоединение"), можно, например, начать дышать чаще. Ритм дыхания собеседника тоже участится, и он почувствует волнение. Так можно вызывать различные эмоции. К слову, у мунитов есть такой прием: "Девушка, когда у Вас День рождения? Какое совпадение, у меня тоже!". Теперь девушке уже труднее будет оборвать разговор… Этот перечень приемов НЛП можно продолжать бесконечно, но вывод будет один: с не в меру разговорчивыми незнакомцами следует быть осторожнее.
Если Вы владеете техниками НЛП, Вам также следует быть осторожным. Нет ничего плохого в том, чтобы с помощью определенного набора слов и телодвижений доходчивее объяснить собеседнику свою точку зрения. Главное – не увлечься и не забыть о самоидентификации. Дело в том, что НЛП – это бездуховная практика, предпочитающая рассматривать все с точки зрения его полезности, а не истинности. "Цель оправдывает средства". Мир НЛП – это своего рода виртуальная реальность, в которой нет абсолютного, все относительно. Меняя роли, подражая успешным людям, можно однажды проснуться и не узнать себя в зеркале.
Обучение в НЛП имеет свои стандарты и свою структуру. Обучение ведется семинарами. В НЛП есть три ступени основного обучения: курс НЛП-практик (21 день), курс НЛП-мастер (не менее 20 дней), курс НЛП-тренер (не меньше 15 дней) [7]. И кто-то, естественно, зарабатывает на этом большие деньги.
У человечества есть удивительная способность – портить и извращать все, к чему оно прикасается. Тридцать лет назад молодым ученым просто стало интересно, как кому-то удается быть гениальным. Что мы видим сегодня? По словам Алексея Леонтьева, занимающегося НЛП на Украине, "люди собираются на семинары по НЛП со следующими целями – одна половина, чтобы "научиться манипулировать людьми", а вторая половина – для того, чтобы "защищаться от манипуляции" [5]. Понятно, как они будут использовать полученные знания и умения. Кроме того, не нужно забывать, что самого НЛП не существует (в силу его виртуальности и относительности). Есть только люди, которые занимаются НЛП [9]. НЛПер М. Горина согласна, что НЛП у каждого свое. По словам Дж. Гриндера, об НЛП как таковом в России (соответственно, и на Украине) вообще понятия не имеют! [2]. Поэтому кто, что и как преподает на этих семинарах – остается загадкой.
Первоначально у НЛП, как у любого научного поиска, не было сектантской направленности. Однако НЛП претендует на универсальность, следовательно, в его рамках не могли не появиться попытки осмысления духовного. Детский лепет о "дружественной Вселенной" уже не удовлетворял изощренные умы, жаждавшие "смоделировать" духовную жизнь. Появляется такое обобщение: "Хотя слова "духовность" и "религия" тесно связаны, вероисповедание не является ни необходимым, ни достаточным условием для духовного опыта" (П. Врица. NLP World, цит. по [8]). Действительно, духовный опыт может быть очень разным, от этого он не перестанет называться духовным опытом. Но если мы будем развивать эту мысль, то нам придется признать равноценными видения сибирского шамана, Блаватской и свт. Григория Паламы! Впрочем, современный мир в массе своей придерживается именно такого мнения.
В противоположность этому православная вера вся построена на поиске истины – зачастую в ущерб личной выгоде: "И познаете истину, и истина сделает вас свободными"(Ин. 8, 32). Критерий истинности является основополагающим в жизни каждого христианина. Умение различать добро и зло и свободно выбирать между ними – неотъемлемое свойство человеческой личности. Так что, прочитав следующую ниже выдержку из рекламы семинара, выбирайте: где Вы и с кем Вы.
"Одна из исходных предпосылок нашего коучинга предполагает интеграцию его обучающей модели с моделью духовной практики. Мы используем карты духовной практики, разработанные П. Врицей путем моделирования убеждений, отражающих "спиритуальную составляющую" мышления жителей Бали.
Духовная практика – это способ (дисциплина) внесения в жизнь трансцендентного опыта. Это процесс или путь осознавания сущностного. Духовная практика является имплицитной частью религии, йоги, философии, искусства, где проявляется в разнообразных видах – медитации, рефлексивного философствования, трансовых ритуалах. В духовной практике мы выходим за границы предметного мира и возвращаемся в него с чем-то, что затем оказывается важным и действенным в нашей жизни. С тем, что способно существенно повлиять на нашу карту мира.
Спиритуальный опыт коуча и масштаб карты, которой он кодирует пространство взаимодействия с клиентом, способны создавать особую атмосферу и уровень общения, которые коуч "предлагает" клиенту трудноуловимыми, но реально ощущаемыми обоими средствами" [3].
В переводе на нормальный человеческий язык это звучит так: духовная жизнь, несомненно, существует, и проявления ее многообразны. Поэтому для привнесения в Вашу повседневную жизнь чего-то важного Вам предлагается… отречься от Христа и войти в секту! Такова суть. Остальное – заумная псевдофилософия, рассчитанная на нездоровое любопытство и тщеславие неискушенного читателя.
Подводя итоги, можно сказать, что НЛП может представлять опасность с двух сторон: как метод воздействия сектантов и как самостоятельная бездуховная (или, если угодно, псевдодуховная) идеология. Лучшей "техникой безопасности" при попытке зомбирования будет твердая уверенность в истинности своей веры и убеждений, элементарные знания о методах НЛП и умение вежливо оборвать разговор с навязчивым незнакомцем.
Литература:
1. А. Бакиров. Базовые пресуппозиции - весело о важном, или С чего начинается НЛП. http://www.mcnlp.ru
2. М. Горина. Куда движется российское НЛП? http://www.mcnlp.ru
3. Ю. Живоглядов, Президент Института Профессионального Мастерства и НЛП. "Пробуждающий коучинг". http://www.imnlp.kiev.ua
4. Джозеф О"Коннор, Джон Сеймор. Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства. http://www.nlp.kiev.ua/main.htm
5. Алексей Леонтьев. Чем является и чем не является НЛП. http://www.mcnlp.ru
6. Байрон А. Льюис, Р. Фрэнк Пьюселик. Магия нейро-лингвистического программирования без тайн.
7. Т.Мужицкая. Часто задаваемые вопросы по НЛП. http://www.mcnlp.ru
8. НЛП и духотворящий текст. http://www.mcnlp.ru
9. Ю. Синарева. Что такое НЛП? http://www.mcnlp.ru
10. А.П. Ситников. Новые подходы эффективной коммуникации. Стенограмма семинара. – Новосибирск. – 1990 г.
Светлана Охрименко, слушательница Подразделения духовной культуры ФСДП ДонНУ
Источник:
|