14 октября 2016 г. Просмотров: 2369
РИА "Иван Чай"
Изъятие - по суду и под видеозапись.
Во второй половине октября в Совете Федерации состоится заседание Временной комиссии Совета Федерации по подготовке предложений по совершенствованию Семейного кодекса РФ. Один из главных вопросов заседания - это пересмотр ст. 77 Семейного кодекса «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью». Об этом сообщает газета "Известия".
Комиссию возглавляет сенатор Елена Мизулина. Помимо нее, в Комиссию входят сенаторы Валентина Петренко, Елена Попова (обе - лоббисты "ответственного родительства" от СЕ). Известно, что попытки внести поправки в Семейный кодекс ведутся уже несколько лет.
Сегодня Ст. 77 Семейного кодекса РФ гласит: «Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования».
Однако уже сейчас во многих регионах России действия по насильственному лишению ребенка права жить у себя дома со своей семьей производит исключительно полиция по делам несовершеннолетних.
Почему мы пишем "насильственное лишение ребенка права жить дома со своей семьей"? Потому что у работников системы детозащиты существует разделение между понятиями "изъятие" и "отобрание".
"Отобрание" - это как раз та самая 77 статья Семейного кодекса, когда опека усматривает ту или иную угрозу жизни и здоровью.
"Изъятие" - это признание ребенка "безнадзорным" - так в современной практике детозащиты называется недостаток родительского попечения или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Полиции достаточно обосновать свои действия тем, что выявлен безнадзорный, есть подозрения на опасность жизни и здоровью и они поместили его в госучреждение.
Именно поэтому правозащитники часто сталкиваются с абсурдными, на взгляд любого разумного человека, утверждениями:
- "Это не отобрание!"
- "Но ведь ребенка вырвали из дома, из рук родителей, и увезли в больницу для сирот!"
- "Это не отобрание!"
"Мы детей не изымаем, а только помещаем в больницу (альтернативы нет) по причине безнадзорности, обязательно оказавшегося в сложной жизненной ситуации, опасной для жизни и здоровья. При этом кучу бумаг пишем. Однако завтра этого ребенка больница вернет родителю если он придет и все заново,,,,
Изъятие по 77 - редкость, но не потому, что нет фактов, а потому что нет опеки: поднять их вечером после 17 часов затруднительно.
Все вопросы решаем с ОПДН по телефону и на личном контакте,"
- записи с форума сотрудников опеки и полиции по делам несовершеннолетних.
Действительно, так называемое "изъятие" совершают обычно сотрудники полиции по делам несовершеннолетних и делают это совсем не на основании статьи 77 Семейного кодекса, а на основании Федерального закона №120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
"Работа инспекторов по делам несовершеннолетних ведется в соответствии с ФЗ 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Приказом МВД от 2000 года № 569 "Об утверждении инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних", а также ст. 12 ч.3 Закона о полиции.
Согласно этим документам мы должны оказывать содействие органам опеки и попечительства в выявлении детей и подростков, находящихся без попечения родителей.
На сотрудников полиции возлагается оказание первой помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии, к ним, в частности, относятся дети, которые не могут противостоять правонарушениям и преступлениям, направленным против них.
Также лицам, которым угрожает опасность их жизни и здоровью. Сотрудники полиции, получив такое сообщение, обязаны принять меры, предусмотренные законодательством и проинформировать государственные муниципальные органы", - инспектор по делам несовершеннолетних Читинского краевого Управления МВД Марина Викторовна Лебедева
Приказ МВД от 26.05.200 №569, который также позволяет сотрудникам полиции "защищать" детей в их собственном доме, в семье, если есть подозрение на существование опасности. Воссоздание на бумаге красочных подробностей такой опасности - дело техники и привычки.
"Есть ряд документов, позволяющих изъять ребенка, находящегося в положении угрозы жизни и здоровью: постановление главы местного самоуправления, администрации района или города в соответствии со статье 77 Семейного кодекса Российской Федерации.
Но есть одно но. Изъятие должно проводиться при участии органов опеки. Без них это невозможно. Сейчас речь идет о том, что ребенка необходимо было изъять, так как ему угрожала опасность, но при этом органы местного самоуправления или органы государственной власти должны были принять соответствующий нормативно-правовой акт, дающий на это право.
А вот приказ МВД № 569 позволяет изъять ребенка без органов опеки. Это решается при исследовании места и получении каких-либо объяснений, в ходе чего у них должно сложиться мнение и реальное видение ситуации, что ребенок находится в опасности.
Если же такового не возникает, то ребенка не изымут, будут приняты меры по оказанию той или иной помощи.
Если ребенок изымается, то составляется акт и его помещают в государственное учреждение", - прокомментировал Алексей Ташлыков. помощник прокурора в Ингодинском районе.
Не хотелось бы ни в коем случае обвинять в совершении беззакония по отношению к детям всех сотрудников ПДН или органов опеки. Однако известно, что некоторые из них по отношению к семьям часто руководствуются либо своими предвзятыми представлениями, либо, что тоже бывает, корыстными основаниями.
Какие именно поправки будут внесены в Семейный кодекс РФ сейчас - неизвестно.
Очевидно, что органы опеки уже и так довольно редко берут на себя ответственность за насильственное изъятие ребенка, "переводя стрелки" на полицию. Именно их действия необходимо строго регламентировать.
Временная комиссия рассмотрит также и новшество, которое в 2016 предложила член ОП РФ Юлия Зимина - ведение видеосъемки при процедуре изъятия ребенка. В какой-то мере оно должно препятствовать беззаконию со стороны сотрудников опеки и полиции. Юлия Зимина считает, что
"Если бы органы опеки могли передавать материалы в суд, который бы рассматривал их в течение суток, то решения могли бы быть более компетентными. У судей есть длительная подготовка, квалификационные экзамены, а в органы опеки идут люди с разным опытом и видением жизни."
Правда, печальный опыт последних лет показывает, что судьи, наряду с сотрудниками опеки, полицией по делам несовершеннолетних и прокуратурой, далеко не всегда стоят на позиции сохранения семьи. Возможно, все они уверены, что несогласные с решением суда, обратятся сами в суд. Но на деле часто происходит так, что родители, простые люди, плохо понимают свои возможности, а ограниченность в средствах не позволяет им нанять знающего адвоката.
В случае, если детей будут отбирать только быстрым решением суда, то без адвоката обойтись будет сложно.
Пока очевидно одно: семейная сфера продолжает оставаться большим полем битвы, где борются две противодействующие силы - просемейная, до последнего защищающая родную семью, и неолиберальная, уравнивающая любые виды семьи для ребенка. От того, кто победит, зависит наше будущее и будущее нашей страны.
Источник: http://ivan4.ru/news/yuvenalnaya_yustitsiya/sf_peredast_pravo_izyatiya_rebenka_sudyam_i_politsii/
|