В политической практике смешение идеала и реальности, а уже тем более - их противопоставление, чревато большими проблемами. Что, однако, вовсе не означает, что анализируя события в стране, русские националисты должны отказаться от того, чтобы сверять их ход со своими православно-патриотическими убеждениями и святынями. При этом некоторая доля здорового политического прагматизма нам, конечно, не помешает. Особенно ‑ при анализе многочисленных проблем межнациональных отношений в постсоветской «демократической» России. (К. Душенов - РНЛ http://ruskline.ru/analitika/2012/08/23/putin_i_evrei_brak_po_raschyotu/ )
Факты, не вошедшие в школьную программу.
В VII-X вв на южных территориях современной России располагался Хазарский каганат, в качестве государственной религии в нем был принят иудаизм. После гибели Хазарской империи в 969 г. ее жители начали расселяться по соседним государствам.
В нашем государстве, с 988 г. принявшем христианство по византийскому образцу, бывших хазар называли иудеями или жидами (от лат. Judaeus), с течением времени это слово стало бранным. По какой-то причине наши правители из века в век издавали антисемитские указы.
Владимир Мономах
(1113 – 1125)
Съезд русских князей в Выдобиче (недалеко от Киева) под председательством Владимира Мономаха в 1113 г. постановил:
«Ныне из всея русские земли всех жидов со всех их имением (имуществом) выслать и впредь не впускать; а если тайно войдут, вольно их грабить и убивать».
(В. Н. Татищев. История Российская. Т. 2. М. — Л., 1962. С. 128 — 130).
Иван Грозный
(1533-1584)
В 1550 году польский король Сигизмунд Август Второй писал русскому царю Ивану Грозному:
«Докучают нам подданные наши жиды, купцы государства нашего, о том, что теперь ты жидам не позволяешь с товарами в государство твоё въезжать».
Иван Грозный написал в ответ польскому королю такое письмо:
«Что касается того, что ты нам пишешь, чтобы мы разрешили твоим жидам въезд в наши земли, мы уже много раз писали тебе о мерзких делах жидов, которые отвращали наших людей от христианства, привозили в нашу державу отравленные зелья, и пакости многие нашим людям делали. Тебе, нашему брату, должно быть стыдно писать нам о них, зная все их злые дела. В других странах они тоже причинили много зла, и за это их изгнали или предали смерти. В моё государство я жидам ездить не позволю, поскольку мы хотим избежать зла. Мы хотим, чтобы Бог даровал людям нашей страны жизнь в покое, без каких-либо смут. И ты, брат наш, не пиши нам больше в будущем по поводу жидов».
(Лев Поляков. История антисемитизма. Эпоха веры. М., 1977, С. 360. Юлий Гессен. История еврейского народа в России. Л., 1925. Т. 1. С. 8 — 9. Еврейская энциклопедия. Т. 8. С. 749).
Фёдор Алексеевич
(1676 – 1682)
12 сентября 1676 г. царь Фёдор издаёт Указ:
«Которые евреяны впредь приедут с товарами утайкой в Москву, тех евреян с товарами и без товаров из Смоленска пропускать не велено».
(Полное собрание законов. Т. 2. № 662).
При заключении в Москве в 1678 г. договора с польскими послами о продолжении Андрусовского перемирия царь Фёдор предоставил всем торговым людям разных национальностей право свободно перемещаться из России в Польшу и обратно «со всякими товарами», но сделал важное ограничение в целях безопасности России:
«кроме жидов!»
(Полное собрание законов. 1678. Август 7. № 730. С. 173).
Пётр I
(1689 – 1725)
Когда царь Пётр был в Амстердаме, к нему обратился местный бургомистр Витсен с предложением разрешить поселиться в Петербурге мастеровым из евреев. Петр ответил дипломатично:
«Друг мой, ты знаешь жидов и образ мыслей моих подданных, и я тоже знаю — и тех, и других. Не время дозволять жидам приезжать и жить в моём государстве».
(Достопамятное сказание о жизни и деятельности Петра Великого, собранное редакциею «Русская старина». СПб., 1876. С.14, 47. Соловьёв С. М. «История России с древнейших времё»н. Т.15. 1881. С. 98. Голицын Н.Н. «История русского законодательства о евреях». СПб., 1886. С. 14, 281)
В России Пётр Великий высказывался уже без стеснения:
«Я хочу видеть у себя лучше народы магометанской и языческой веры, нежели жидов: они плуты и обманщики. Я искореняю зло, а не распложаю его. Не будет для них в России — ни жилища, ни торговли, сколько в сём ни стараются, и как ближних ко мне ни подкупают».
(«Рассказы и анекдоты про Петра Великого». Русский Архив, 1884. № 6. С. 361. Соловьёв С.М. «История России с древнейших времён». Т. 15. 1881. С. 98)
Екатерина I
(1725-1727)
Указ Именной, состоявшийся в Верховном Тайном Совете 20 апреля 1727 года:
"Сего Апреля 20, Ее Императорское Величество указала: Жидов, как мужеска, так и женска пола, которые обретаются на Украине и в других Российских городах, тех всех выслать вон из России за рубеж немедленно, и впредь их ни под какими образы в Россию не впускать и того предостерегать во всех местах накрепко; а при отпуске их смотреть накрепко ж, чтобы они из России за рубеж червонных золотых и ни каких Российских серебряных монет и ефимков отнюдь не вывезли; а буде у них червонные и ефимки или какая Российская монета явится и за оные дать им медными деньгами."
(Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Том 7. 1723-1727. СПб., 1830. С. 728)
Елизавета Петровна
(1741 – 1761)
«Повелеваю изо всей Российской империи, как из Великороссийских городов, так и из Малороссийских городов, жидов мужского и женского пола, какого бы звания и достоинства ни были, со всех их имением (имуществом) немедленно выслать за границу и впредь оных ни под каким видом не впускать, разве кто из них захочет быть в Христианской вере Греческого вероисповедания… От врагов Христовых не желаю интересной прибыли».
(Полное собрание законов Российской империи. 1743 декабрь 16. № 8840. С. 981).
Екатерина II
(1762 – 1796)
4-го декабря 1762 Екатерина Вторая издаёт Манифест, в котором разрешает всем иностранцам и всем русским, которые сбежали раньше за границу, особенно ремесленникам, вернуться в Россию, обещая полную личную свободу, но при этом делает одно исключение:
«Кроме жидов».
(Первое полное собрание законов. Т. 1. 1649 – 1825. СПб., 1851. 4 декабря 1762, 11720. С. 101)
В 1791 г. после Второго раздела Речи Посполитой, когда её восточные территории вместе с местным еврейским населением отошли к Российской империи, Екатерина II определила черту оседлости — территорию, где дозволялось селиться и торговать иудеям.
ОДНО ИНТЕРЕСНОЕ ЯВЛЕНИЕ
В РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ
В XIX веке большинство евреев, прибывавших в Москву, оседали в Зарядье (там же и была построена главная синагога).
Малоимущие евреи (нелегальные иммигранты из черты оседлости) выбирали для проживания бедные, окраинные районы, такие как Марьина Роща — эти места очень долго сохраняли сельский характер застройки, состоявшей из частных одноэтажных деревянных домов, и здесь легче было укрыться от надзора полиции.
Воровской жаргон «феня» пришел к нам из иврита и идиша после того, как в местах компактного проживания евреев в Российской Империи (в Москве, в Одессе) сформировались первые организованные преступные группировки. Кстати, то же самое происходило в США: помните фильм «Однажды в Америке»?
Кадр из к/ф «Однажды в Америке»
Попытка романтизировать еврейскую мафию с помощью кинематографа.
Но вернемся к России: наши полицейские преступников не понимали, так как евреев служить в полицию в царской России не брали. Поэтому постепенно эти непонятные для полицейских термины превратились в устойчивый блатной жаргон. В 1892 году было издано «Наставление по полицейскому делу», где отмечалось, что «межъ воровъ во множестве употребляются слова еврейскаго происхождения». В связи с этим для городовых был составлен специальный словарь, чтобы они понимали, о чем говорят между собой урки.
В ХХ-м веке картина расселения евреев в Москве в целом сохранила те же черты:
Удивительное «совпадение»: все главные роли в этом фильме сыграли именно евреи!