12 ноября 2024 г. Просмотров: 18
Владимир Большаков. "Русский Вестник"
Израиль – это единственное государство в мире, которое сделало своим донором едва ли не все человечество.
По самым скромным подсчетам, Израиль с момента своего создания 14 мая 1948 года по сей день потратил на войны и «оборонительные мероприятия» в общей сложности свыше триллиона долларов. Напомню, что при разделе Британской Палестины по решению ООН на ее территории следовало создать два государства – Израиль и Палестину, которая так и не появилась в полном объеме на политической карте мира, а обозначена лишь в виде сектора Газа.
В ходе обсуждения еврейского вопроса еще в 1920-х годах лидерам сионистов предлагалось создать свою государственность на пустующих либо малозаселенных территориях, например в Уганде (принцип «Народу – без территории, территорию – без народа»). Но они на это не пошли, хотя и понимали, что возвращение на Землю обетованную обойдется им и арабам большой кровью. Что касается Иерусалима, Лига наций (тогдашний аналог ООН) предлагала установить в священном городе особый международный статус с равным доступом адептов всех трех мировых конфессий: иудеев, мусульман и христиан. Согласись тогда сионисты на это предложение и обрати государство евреев всю свою энергию не на разрушение, а на созидание, кто знает, возможно, сегодня мы имели бы дело с совершенно другим Израилем. Но у истории нет сослагательного наклонения, и мы имеем на Ближнем Востоке то, что имеем. А имеем агрессивное милитаристское государство Израиль, которое находится в состоянии постоянной агрессии по отношению к своим арабским соседям.
Израиль в 2024 году увеличил расходы госбюджета на оборону как минимум на 30 млрд шекелей (8,3 млрд долл.). Военная помощь США Израилю составляет официально 3 млрд долларов в год. Но помимо этой официальной цифры существуют многочисленные программы подпитки Израиля из США.
Если бы эти деньги шли на мирные цели, это ни у кого тревоги не вызвало бы. Но они идут главным образом на поддержание огня в той топке войны, которой Израиль не дает остыть с момента своего образования. Хотя Государство Израиль было создано только в 1948 году, фактически его конфликту с арабами почти полторы сотни лет, начиная с конца XIX века, когда было создано политическое сионистское движение, положившее начало борьбе евреев за собственное государство.
После распада Османской империи в результате ее поражения в Первой мировой войне конфликт между евреями-сионистами и арабским населением Палестины сводился главным образом к территориальным притязаниям обеих сторон на подмандатную Палестину. В 1948 году соседние арабские страны объявили войну вновь созданному еврейскому государству. Таким образом, конфликт вышел за пределы Палестины и перерос в конфликт между Израилем и всеми остальными арабскими государствами в регионе. С подписанием мирного договора с Египтом (в 1979 году) и с Иорданией (в 1994 году) количество враждебных Израилю государств сократилось.
Несмотря на мирные соглашения с рядом арабских стран (подписание мирного договора с Египтом в 1979 году и с Иорданией в 1994 году), Израиль не прекращал притеснения палестинцев, а последние события в секторе Газа обернулись настоящей войной, целью которой Израиль провозгласил физическое уничтожение палестинского движения ХАМАС, а фактически геноцид палестинцев.
В рамках крупномасштабного арабо-израильского конфликта принято выделять региональный палестино-израильский конфликт, обусловленный в первую очередь столкновением территориальных интересов евреев и арабов, проживающих в Палестине.
Решение СБ ООН 1948 года, на основе которого было создано государство Израиль, видит в Палестине историческую родину еврейского народа и исходит из утверждения, что этот народ имеет право на собственное суверенное государство. Это далеко не бесспорное утверждение основывается на нескольких основных принципах.
Принцип равенства народов. Подобно другим народам, у которых есть свое суверенное государство, евреи также имеют право жить в своей стране и управлять ею.
Явление антисемитизма, кульминировавшее в целенаправленном геноциде против евреев (Холокост), проводившемся нацистской Германией в первой половине 1940-х годов, вынуждает евреев организоваться в целях самозащиты и найти территорию, которая служила бы убежищем в случае повторения катастрофы. Это возможно только с созданием еврейского государства.
Принцип исторической родины. Как показывают многочисленные антропологические и археологические исследования, на территории Палестины начиная с XIII века до н. э. проживали еврейские племена, в XI–VI, II–I веках до н. э. существовали еврейские государства. Преобладающее присутствие евреев на этой территории сохранялось и после завоевания еврейского государства древности Иудеи вавилонским царем Навуходоносором II, на протяжении следующих веков с поочередным переходом земель из рук в руки, и вплоть до восстания Бар-Кохбы в 132 году н. э., после которого значительное число евреев было изгнано римлянами из страны. Но даже после этого изгнания до V века н. э. в Галилее сохранялось еврейское большинство. В иудаизме эта территория называется Эрец-Исраэль, что в переводе означает Земля Израиля. Согласно Библии, она была обещана Иакову (Израилю) Богом как Земля обетованная, которую он предназначает для евреев. Со времени возникновения еврейского народа одной из основополагающих и проповедуемых иудаизмом идей является связь этого народа с землей Израиля.
Группа общественных организаций, представляющих интересы евреев, изгнанных из арабских стран в 1948–1970-е годах, чьи потомки составляют до 40% населения Израиля, считает, что территории, приобретенные евреями в Израиле, несоразмерно меньше, чем утраченная ими в ходе изгнания недвижимость, а материальные потери согнанных со своих земель палестинцев также меньше, чем потери изгнанных евреев.
Противники и критики Израиля считают, что его политика на оккупированных территориях перешла в расизм и апартеид, постепенно лишая палестинцев их земли и грубо нарушая их права.
Арабские государства и местные арабы изначально были категорически против создания государства Израиль на территории Палестины, которую они считают исконно арабской территорией.
Радикально настроенные политические и террористические движения, а также правительства некоторых стран принципиально отрицают право Израиля на существование. С тенденцией усиления фундаменталистских настроений в арабском мире начиная со второй половины XX века арабская позиция дополняется распространением продиктованного религией убеждения, согласно которому, эта территория является частью исконно мусульманских земель.
В 2002 году Лига Арабских Государств (ЛАГ) приняла программу, известную как «Саудовская мирная Инициатива», выдвигающая условия окончательного мира с Израилем.
Позиция СССР в ближневосточном конфликте формировалась под влиянием классового подхода к международным отношениям. СССР поддержал план ООН по разделу Палестины, первым официально признал независимость Израиля и косвенно поддержал Израиль в его войне за независимость, затем позиция СССР поменялась из-за сближения Израиля с США. В условиях холодной войны, когда отношения с Западом, и прежде всего с США, отличались острым соперничеством и взаимным недоверием, в контексте принятой в СССР официальной идеологии ближневосточное противостояние рассматривалось исключительно как проявление конфронтации империализма с арабским национально-освободительным движением. Израиль рассматривался как прямой пособник империализма. С точки зрения СССР суть арабо-израильского конфликта не имела ничего общего со столкновением двух националистических движений, с этнополитической или этнотерриториальной конфронтацией. В постановлении Пленума ЦК КПСС от 21 июня 1967 года заявлялось: «Агрессия Израиля – это результат заговора наиболее реакционных сил международного империализма, в первую очередь США, направленного против одного из отрядов национально-освободительного движения…»
Иерусалим для евреев – центральное место в иудаизме, здесь были построены Первый и Второй храмы, здесь находится Стена плача (остатки Второго храма). Принцип «Иерусалим – вечная и неделимая столица еврейского государства» утвержден законом, принятым кнессетом, и ни один израильский лидер не может принять решение отдать этот город арабам. По-арабски город называется Аль-Кудс (в пер. – Священный) и является третьим по своей святости городом после Мекки и Медины для всех мусульман. Арабские лидеры также не могут отказаться от притязаний на Иерусалим.
Премьер-министр Израиля Эхуд Барак в 2001 году предложил беспрецедентный компромисс: он фактически согласился на раздел Иерусалима и на суверенитет палестинцев над большей частью Старого города и даже частью Храмовой горы. При этом предполагалось, что столица арабского государства будет находиться в пригороде. Однако арабы отказались от такого соглашения.
В 2021 году начались боевые воздушные атаки со стороны радикалов ХАМАС на территорию Израиля и обратно от Израиля на сектор Газа. Причиной этого явились столкновения между арабами и евреями возле мечети Аль-Акса в Восточном Иерусалиме из-за решения израильского суда изъять дома в квартале Шейх-Джаррах у проживающих там арабов в пользу еврейских поселенцев на основании того, что это жилье принадлежало им до 1948 года.
Изначально в ходе войны в 1948 году количество палестинских арабских беженцев составило почти 750 тыс. человек. Шестидневная война 1967 года стала причиной перемещения более 500 тыс. палестинских арабов, в том числе около 240 тыс. из беженцев предыдущей волны. На 2002 год, с учетом потомков первоначальных беженцев, их насчитывалось уже 3,7 млн человек. Арабы настаивают на безоговорочном праве этих людей вернуться на родину, однако Израиль не согласен с добавлением к миллиону арабов-граждан Израиля еще более 2,5 млн арабов, поскольку, по подсчетам специалистов, на палестинских территориях за десять лет может быть расселено не более 500 тыс. человек. Такое изменение демографии означает конец Израиля как еврейского государства, и ни один израильский политик на это не пойдет.
В силу всех этих факторов ближневосточный кризис заходит все дальше и дальше в тупик, выхода из которого не видно, так как Израиль отвергает любые компромиссы с арабами, а те, в свою очередь, не собираются отказываться от тех своих прав, которые гарантированы им в ООН международным сообществом.
Источник:
|