04 сентября 2019 г. Просмотров: 1526
Аналитический центр святителя Василия Великого
«И Аз же тебе глаголю: яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16, 18).
Каждый раз, когда освящается храм и о нем приносится молитва, провозглашаются слова Христовы: да сотворит Бог до века непоколебимым, обещающие непоколебимость Церкви Христовой.
Что помышляли Богомудрые Отцы наши, когда предписали нам соединять таким образом с молитвою о непоколебимости храма обетование о непоколебимости Церкви? Без сомнения, они думали, что обетование может подкрепить молитву эту.
Храм освящается и бывает Богохраним не ради себя, но ради собирающейся в нем Церкви, то есть большего или меньшего собора Православных Христиан с их Священноначалием, почему храм и называется также церковью. Следовательно, чтобы с надеждою молиться о непоколебимости храма, нужно иметь основание в надежде – видеть непоколебимою Церковь. Этого-то основания, этого утверждения надежды ищем в обетовании, которое дал Господь Церкви Своей, что врата адова не одолеют ей. Если же имеем непреложное обетование Господне о непоколебимости Церкви, то нужна ли уже молитва о сем? Однако мы молимся об этом и кроме настоящего случая, как, например, когда поем: утверждение на Тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь. И что не лишне сия молитва, в том печальную уверенность доставляет нам действительное падение некоторых даже великих Церквей. Где, например, Церковь Африканская, в которой некогда так светло сиял Священномученик Киприан и которая сообщила Вселенской Церкви немало достопамятных Соборных правил? Она разрушена так, что и останков её не видно. Если же самый опыт свидетельствует, что и великая Церковь не безопасна от падения и разрушения, то куда относится обетование: врата адова не одолеют ей? И на чем утверждаться может безопасность чад Церкви? Вопросы эти не могут быть посторонними ни для кого из нас, потому что мы в Церкви, как в Ноевом ковчеге; если ковчег сокрушится и погрузится в бездну, что может удержать нас над бездною?
Не охотно вхожу в рассуждение о предмете спорном. Знаю совет св. Павла: не словопретися, ни на куюже потребу, на разорение слышащих (2Тим. 2, 14). Но знаю и то, что сей мирный увещатель иногда сам принужден был входить в спор не на разорение, но для назидания слышащих, когда видел, что молчание было бы хуже спора. Случилось, что и Первоверховному Апостолу Петру – впрочем, конечно, без нарушения единства веры и любви – воспрекословил Перзоверховный Апостол Павел. В лице, говорит, ему противустах. яко зазорен бе (Гал. 2, 11). Желательно употреблять слово Господне преимущественно как светильник для путей познания и для путей жизни, как пищу для души. Но не напрасно представляется оно и под образом меча духовного (Еф. 4, 17). Необходимо иногда употреблять его на рассечение хитросплетений, которые угрожают опутать души сетями не Апостольскими.
На вопрос: каким образом Церковь Христова непоколебима и неразрушима, когда некоторые Церкви очевидно поколебались и разрушились, – Православная Восточная Кафолическая Церковь отвечает так. Церковь Христова неколебима, во-первых, в самом Иисусе Христе, на Котором, как на вечном основании, навеки утверждена и с Которым, как тело с главою, соединена союзом бессмертной жизни. Во-вторых, она непоколебима в своем вселенском единстве; не так, чтобы никакая часть, большая или меньшая, не могла отпасть, но так, что, несмотря на отпадения отдельных частей, всегда остается Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, сохраняющая чистое исповедание веры и учение жизни, неповрежденное Священное Писание и Священное Предание и непрерывное преемство Священноначалия и Таинств.
Такое разрешение вопроса так прямо и близко выводится из Священного Писания, что для удостоверения почти довольно только повторить слова Христовы и прочитать некоторые свидетельства Священных писателей....
Полостью:
|