05 апреля 2018 г. Просмотров: 2145
Аникина Нина Владимировна к.э.н. "Переправа"
Тридцать лет, как в России появились православные гимназии и школы. Сейчас их в России около 180 и создавались они как малокомплектные учебные заведения, выполняя социальный заказ православной части населения. К настоящему времени они охватывают всего лишь один процент школьников России! При том, что в нашей стране 80 % населения исповедует православную веру, и спрос на такие учебные существует. Почему же их так немного, хотя всем очевидно значение этих школ и преимущества воспитания в них детей?
По словам митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия выпускники и учащиеся православных школ – это в лучшем смысле «золотая молодежь»! Ответ прост - потому что создание подобных учебных заведений и обеспечение нормальной их жизнедеятельности требует колоссальных усилий и работают они в своем большинстве на энтузиазме общественности без поддержки различных структур, в основном не благодаря, а вопреки имеющимся обстоятельствам!
В чем видятся проблемы и противоречия обеспечения существования и финансирования современных школ, в том числе православных? (речь идет о регионах)
1.В первую очередь в том, что после того, как на региональный уровень из федерального центра были делегированы полномочия по финансированию школ и норматив, финансирования, выделяемый из регионального бюджета на одного учащегося, стал приниматься на местном уровне, а все регионы находятся в разном финансовом положении, получился резкий перекос финансирования школ, расположенных в разных городах нашей страны, по сравнению с финансированием аналогичных школам в г.г. Москвы и Петербурга. Особенно остро это коснулось малокомплектных школ и учебных заведений, расположенных в малых городах.
Для сравнения: во Владимирской области средний норматив расходов для реализации основных общеобразовательных программ, выделяемый на одного учащегося из бюджета всех уровней в 2018 году составляет 30 тыс. руб. в год! (это в 5 раз меньше чем в Московских школах). В Москве этот норматив составляет в среднем 140 тыс. руб. Ни на содержание здания, оплату услуг, на приобретение школьной мебели и инвентаря денег не поступает. Этих средств не хватает даже, что бы полностью покрыть расходы в малокомплектных православных школах на оплату труда учителей и сотрудников по их мизерным ставкам! (Справка: численность детей в Суздальской Православной гимназии 160 человек, учителей -14 человек, гимназия успешно работает 17 лет, имеет гос. лицензию и аккредитацию). Дефицит бюджета гимназии составляет 2 млн. руб. в год. Чем Петя из Москвы отличается от Маши из Суздаля? Налицо дискриминация и явное ущемление прав и интересов детей, обучающихся в православных учебных заведениях в Российской глубинке, хотя их родители являются законопослушными налогоплательщиками.
В Законе 273 — ФЗ «Об образовании», ст. 99, ч.4 прописано, что для малокомплектных школ, расположенных в сельской местности, должно предусматриваться финансирование, независящее от количества детей. Но из контекста этого закона выпало понятие городской малокомплектной школы, и ни в каких документах, в дальнейшем, нигде не прописано. Это означает, что в малых городах (например, г. Суздале- 11 тыс. населения), где работают малокомплектные школы, каковыми являются православные гимназии, их финансирование оказалось урезанным в два раза по сравнению с аналогичными сельскими школами. Кроме того, этим законом не предусмотрено финансирование дополнительного образования в православных школах, имеющих аккредитацию, не предусмотрена оплата классного руководства за счет средств бюджета.
2.Из этого вытекает, что в регионах в школах, а особенно в малокомплектных, каковыми являются православные гимназии, крайне низкая оплата труда педагогов! И, следовательно, еще одна проблема- катастрофическая нехватка педагогических кадров
Цифры говорят сами за себя:
Базовый оклад учителя на ставку в 18 часов во Владимирской области по Постановлению Губернатора № 544 от 30.07.2008 года на 01.01.2018 г. составляет 5,5 т. руб. в месяц! Это уже с учетом планируемого увеличения его на 8 % . При том, что прожиточный минимум в 2018 г. составит 11 тыс. руб., размер МРОТ с 01.01.2018 г. составляет 9.5 т. руб.! Парадокс объявленных увеличений МРОТ на 21 % и базового оклада на 8 % состоит в том, что финансирование на эти цели увеличили всего на 4 %, и их выполнение увеличит имеющийся дефицит в гимназии еще на 500 тыс. руб.!
От этой ставки все считаем дальше:
-учитель высшей квалификационной категории при 1.5 ставках (27 час. в неделю), с учетом проверки тетрадей, классного руководства и всех возможных стимулирующих выплат получает в среднем 20 тыс. руб.
- учитель первой квалификационной категории при тех же условиях – 15 тыс. руб.
– учитель на соответствие занимаемой должности – около 10 тыс. руб.
– вновь прибывший педагог без опыта работы и молодой специалист при полной нагрузке получает 8 тыс. руб.!
Опять налицо дискриминация, только уже учителей.
Какого специалиста можно привлечь за такие деньги? И о каком качестве образования, а тем более воспитания вообще может идти речь? В общеобразовательных школах в Российской глубинке процесс образования превращается в сплошную фальсификацию. Это мы можем наблюдать при переходе к нам детей среднего и старшего звена из общих школ. При наличии в дневниках хороших и отличных оценок, ученики не имеют знаний, которыми они должны овладеть в начальном звене! При поступлении в ВУЗы, золотые медалисты и хорошисты из общеобразовательных школ, не могут набрать даже минимального количества баллов при поступлении на бюджет. В настоящее время во Владимирской области около 80 % учителей пенсионного возраста. В некоторых общеобразовательных школах не ведутся месяцами такие важные предметы как русский язык и литература, химия, биология, физика, или они ведутся не специалистами, совмещающими несколько предметов. Выпускники педагогических вузов не хотят идти в школу. В среднем три процента от общего количества выпускников педагогических ВУЗов остается работать по специальности. Престижность профессии учитель упала настолько, что в педагогические ВУЗы поступают далеко не лучшие, не мотивированные на эту специальность дети. А получив диплом, устраиваются куда угодно, только не в школу!
Сравним с Москвой - средняя заработная плата педагогов в школах Москвы на сегодняшний день составляет порядка 80 тысяч рублей, сообщил в декабре 2017 года мэр столицы Сергей Собяниня.. Поэтому, работоспособные молодые кадры, из близь лежащих регионов, уезжают в Москву, Питер или вообще уходят из специальности.
ВЫВОДЫ:
1.Систему оплаты учителей необходимо кардинально менять и это должна быть первоочередная государственная задача! Оплата труда учителей в нашей стране должна быть единой для всех регионов и никак не меньше того уровня оплаты, который зафиксирован в настоящее время в Москве. Никакими полумерами, стимулирующими и компенсирующими коэффициентами дело не исправить. И если не предпринять экстренных мер, то через несколько лет в регионах в школах работать будет некому, да и учить будет некого.
2.Эти проблемы не возможно решить на региональном уровне! Должно быть изменено законодательство, регулирующее вопросы финансового обеспечения школ. Государству и Церкви нужно выработать единую программу поддержки православной системы образования. А для этого нужна политическая воля Президента, Церкви, Правительства и Законодательной власти. Необходимо продумать участие православных школ в дотациях в финансировании коммунальных платежей, подумать о том, как сделать, чтобы у наших школ появились отвечающие всем требованиям здания либо на правах долгосрочной безвозмездной аренды, либо в собственности, что бы появилось единое методическое обеспечение.
3. Размер государственного финансирования школ должен быть единым, вне зависимости от того, в каких образовательных учреждениях (государственных, муниципальных или православных частных) обучаются дети и вне зависимости от того, в каком регионе находится то или иное учебное заведение. Именно об этом говорил на открытии 26-х Международных Рождественских образовательных чтениях Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Настало время собирать камни и приводить в порядок экономические нормы финансирования школ в России, чтобы не делить детей и педагогов на своих – государственных (при том очень отличающихся по их оплате в разных регионах) и чужих – православных. Это само по себе очень безнравственно. Россия жива глубинкой. Помогите глубинке - и возродится Великая Россия!
Источник:
|