СОЮЗ ПАТРИОТИЧЕСКИХ СМИ
Поделиться в соцсетях:

Теория цивилизаций П. Сорокина как научная программа построения царства антихриста

13 февраля 2017 г.

А. Игнатенко. РЭОШ

В этой статье автор пытается переосмыслить концептуальную ценность понятия цивилизации и показать, что главное следствие теории цивилизаций в различных своих вариантах (культурно-исторических типов, социокультурной динамики, морфологической историософии и т.п.) состоит в том, что идея национального своеобразия, защита исторической и культурной самобытности с необходимостью приводит к утверждению человечества как «единого существа» (субстанционального «монизма») (Г.Флоровский), или, переходя на язык христианской эсхатологии, к идее глобализации (единого интегрального строя и глобального государства) и построения царства антихриста.

 
 

В этом состоит основной парадокс и заблуждение цивилизационного подхода в истории и социологии. Логическим завершением культуроцентрической теории цивилизации является религиозный релятивизм и уравнивание всех культурно-исторических типов по ценности и смыслу. Теории цивилизаций (локальных цивилизации – А.И.Герцен, Н.Я.Данилевский, К.Н. Леонтьев, А.Тойнби, О.Шпенглер и др.; глобальной цивилизации — П.Сорокин), имеющие в своей основе циклическую модель пространственно-временной трансформации социокультурных систем, представляют собой антихристианскую и антиисторическую версию исторического процесса. Поэтому неизвестно, что хуже: стадиальная модель (идеалистическая Гегеля и материалистическая Маркса) всемирной истории, которая имеет хоть какой-то смысл и разумный характер (телеологический) или цивилизационная, культуроцентрическая!? Единственной альтернативой стадиальной и цивилизационной модели общественно-исторического процесса является концепция фундаментальных духовно-исторических парадигм, в основу которой положено учение Православной Церкви.


В своей книге «Перспективы социокультурной динамики и партнерства цивилизаций» представители современной российской цивилизационной школы Г.В.Осипов, Б.Н.Кузык и Ю.В.Яковец отмечают, что на рубеже XX и XXI веков происходит глубочайший тектонический исторический сдвиг — переход от индустриального общества к постиндустриальному. Меняется структура цивилизаций. «Ощущается потребность в научной революции, особенно в области общественных наук, в формировании постиндустриальной научной парадигмы, которая стала бы надежным компасом в бушующем море перемен. Краеугольные камни этой парадигмы были заложены в XX веке в трудах талантливых ученых и философов — Питирима Сорокина, Николая Кондратьева, Владимира Вернадского, Александра Чижевского, Николая Бердяева. Сейчас пришло время воспринять и развить их наследие и сформировать картину гуманистически-ноосферной постиндустриальной цивилизации. Среди этой когорты провидцев будущего лидирующее место принадлежит российско-американскому ученому, крупнейшему макросоциологу XX века Питириму Александровичу Сорокину (1889—1968). В своем четырехтомном капитальном труде «Социальная и культурная динамика», в ряде других работ, включая одну из последних работ — «Главные тенденции нашего времени», он заложил основы нового учения, которое он назвал интегрализмом. Это учение идет на смену преобладавшим течениям общественной мысли XX века — либерализму и марксизму, которые отражали реалии уходящей в прошлое индустриальной цивилизации. Сорокин заложил основы цивилизационного подхода к истории и будущему человечества, вместе с А. Тойнби основал в 1961 году Международное общество по сравнительному изучению цивилизаций, которое действует и поныне (здесь и далее курсив — А.И.) » [Г.В.Осипов, Б.Н.Кузык, Ю.В.Яковец. Перспективы социокультурной динамики и партнерства цивилизаций» . С. 9-10].

Читать далее: РЭОШ



 


  Библиотека
© Национальный медиа-союз,
2013-2019 г. г.