12 марта 2014 г. Просмотров: 3373
Зачастую это происходит даже без ведома и согласия родителей, которые, собственно, и должны решать – нужно им это или нет. Смарт-карты в некоторых регионах уже содержат информацию о ПД ребенка, а именно – Ф.И.О., фотографию, информацию о денежных средствах, находящихся на счете, незаконно оформленном на одного из родителей, сведения мед.карты ребенка.
Т.о. происходит нарушение прав родителей, которые по закону являются заказчиками образовательного процесса!
Подобные действия со стороны администрации школ противоречат действующему законодательству и нарушают охраняемые законом права детей и родителей.
В силу ст. 3 Федерального закона «О персональных данных» от 27 июля 2006 года №152-ФЗ (далее – «ФЗ № 152-ФЗ») под персональными данными (далее – «ПД») понимают любую информацию, относящуюся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту ПД), в том числе: фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Закон гарантирует соблюдение прав человека в ходе обработки ПД в целях защиты прав человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23 Конституции РФ, ст. 16 «Конвенции о правах ребенка» (ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 N 1559-I., ст. 2 ФЗ №152-ФЗ).
Обработка ПД осуществляется только с согласия субъекта персональных данных (или его законного представителя). В соответствии со ст. 64 Семейного Кодекса РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Лица, осуществляющие обработку ПД (операторы) и иные лица, получившие доступ к ПД, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять ПД без согласия субъекта ПД, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст.6 ФЗ №152-ФЗ). Субъект ПД (его представитель) принимает решение о предоставлении его ПД и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку ПД должно быть конкретным, информированным и сознательным. Обязанность же предоставить доказательство получения добровольного согласия субъекта ПД на обработку его ПД или доказательство наличия оснований для этого возлагается на оператора.
Кроме того, в соответствии со ст. 5 ФЗ № 152-ФЗ обработка ПД должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка ПД, несовместимая с целями их сбора. Содержание и объем обрабатываемых ПД должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые ПД не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки. Субъект ПД (его законный представитель) имеет право на получение информации, касающейся обработки его ПД, а также право требовать от оператора их блокирования или уничтожения в случае, если ПД являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав (ст. 14 ФЗ 152-ФЗ)
Условия обработки ПД, а также перечень исключений из общих правил обработки ПД является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит (ст. п.п. 2 - 11 ч. 1 ст. 6, части 2 ст. 10 и ч. 2 ст. 11 ФЗ №152-ФЗ).
Операторы обязаны обеспечивать безопасность обрабатываемых ими ПД. Лица, получившие доступ к ПД, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять ПД без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 7 ФЗ №152-ФЗ). Безопасность ПД достигается путем исключения несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным, результатом которого может стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, распространение ПД, а также иных несанкционированных действий (Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2007 года №781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»).
Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения ПД является административным правонарушением (ст.13.11. КоАП РФ).
Принимая во внимание вышеизложенное, родители имеют полное право действовать в интересах своего несовершеннолетнего ребенка как его законные представители, и письменно заявить Оператору (в данном случае – школе) о том, что сбор, хранение, обработка и передача персональных и биометрических данных о ребенке, а также запись персональных и биометрических данных о ребенке на электронные носители и/или их размещение и передача в Департамент информационных технологий через прозрачную сеть интернет могут быть осуществлены только с их предварительного письменного согласия.
Бесконтактные пластиковые смарт-карты имеют электронное банковское приложение для того, чтобы ребенок мог расплачиваться за питание в школьной столовой. Но проведение безналичных операций с помощью смарт-карты невозможно осуществить без предварительного заключения договора банковского счета от имени гражданина. Договор открытия банковского счета может быть заключен гражданином только лично или по Доверенности. Поэтому в заявлении о запрете передачи ПД ребенка третьим лицам обязательно нужно указать, что Доверенность на открытие банковского счета от своего имени родитель не оформлял не на физических, не на юридических лиц. Также в заявлении нужно запретить выпуск смарт-карт на свои персональные данные и персональные данные своего ребенка, запретить заключение договора банковского счета от своего имени, оформление каких-бы то ни было идентификационных приложений.
Также следует запретить без письменного согласия передавать кому либо сведения, отнесенные Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к врачебной тайне (т.е. сведения о состоянии здоровья ребенка, обследованиях, заболеваниях и т.д.).
Следует также потребовать сохранить за ребенком право на получение образования и все сопутствующие этому права в соответствии с международным законодательством и законодательством Российской Федерации (право свободного доступа в образовательное учреждение, свободное передвижение по школе, получение медицинской помощи в случае её необходимости, совершение ребенком покупок за наличные деньги и т.д.), и при этом использовать традиционный способ учета человека (по фамилии, имени и отчеству) по традиционным документам, без использования цифровых идентификационных номеров, штрихового кодирования, электронных носителей, электронных приложений, данных биометрии и т.д.
Попросить письменное подтверждение о том, что:
1) бесконтактные пластиковые смарт-карты ребенку еще не оформлены и оформлены не будут, смарт-карты еще не персонализированы и не будут персонализированы на имя ребенка, еще не выпущены и не будут выпущены;
2) персональные данные родителей и персональные данные ребенка не включены ни в какие списки, реестры, в иные системы и идентификационные приложения и проч., для передачи третьим лицам без письменного согласия.
3) договор банковского счета от имени родителя еще не заключен и не будет заключен.
Администрация школы обязана дать письменный ответ в установленный законом срок – 1 (один) месяц со дня получения заявления.
Не лишним будет попросить администрацию школы дать письменный развернутый и мотивированный ответ на следующие вопросы:
1. Какова необходимость установки в школе системы контроля доступа и перемещения учащихся?
2. На основании какого нормативного акта, и каким уполномоченным на то органом было принято решение об установке в школе системы контроля доступа и перемещения учащихся?
3. С какой целью электронный пропуск для прохода в гимназию должен содержать данные сведения, отнесенные Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к врачебной тайне (т.е. сведения о состоянии его здоровья и заболеваниях)?
4. Кто является зарегистрированным владельцем хостинга и доменного имени Интернет-сайта, на котором предполагается хранить персональные данные ребенка, занесенные на электронный пропуск?
Также необходимо написать заявление в организацию (фирму), которая будет устанавливать в вашей школе програмно-аппаратный комплекс и изготавливать смарт-карты. В заявлении нужно уведомить руководство организации о том, что Вы, как законный представитель, запретили школе передавать свои ПД и ПД своего ребенка третьим лицам, а также в ту фирму, которая будет устанавливать програмно-аппаратный комплекс.
Принимая во внимание всё вышеизложенное, нужно запретить:
1. принимать от кого-либо, в частности от школы, в которой учиться ребенок, свои и его ПД;
2. выпуск карты на свои персональные данные и персональные данные своего ребенка,
3. заключение договора банковского счета от своего имени, оформление каких бы то ни было идентификационных приложений (в т.ч. банковских).
Попросить направить вам письменное подтверждение о том, что:
4) бесконтактные пластиковые смарт-карта ребенку еще не оформлена и оформлена не будет, смарт-карта не персонализирована и не будет персонализирована на имя ребенка, еще не выпущена и не будет выпущена;
5) договор банковского счета от вашего имени еще не заключен и не будет заключен.
Следует уведомить руководство организации (фирмы) о том, что если будет иметь место деятельность по принуждению к несанкционированному сбору, обработке и передаче ваших персональных данных и персональных данных вашего ребенка третьим лицам, то вы будете вынуждены обратиться за защитой своих законных прав в установленном законом порядке, напомнив при этом, что с учетом событий на Украине, где реестры со всеми персональными данными были захвачены и использованы для захвата собственности и преследования многих граждан, несогласных с мятежниками, каждый вправе реализовывать право на самозащиту гражданских прав в соответствии с ГК РФ.
На основании вышеизложенного необходимо настаивать на исполнении должностными лицами законов в первую очередь, исполнять обязанности по защите прав гражданина на отказ от дачи согласия на обработку персональных данных (и персональных данных детей) и предоставлять получение услуг в прежнем объеме.
Приложение: Социальный проект Школьная карта — всероссийский проект по внедрению в школах Российской Федерации систем контроля доступа, безналичной оплаты школьного питания и электронного дневника. Проект был запущен в марте 2011 года[1].
По мысли Правительства РФ целью создания проекта, является консолидация направлений в области безопасности, питания, учета успеваемости школьников, информатизация и автоматизация образовательного процесса на платформе системы «Школьная карта». Проект развивается, ориентируясь на Федеральные Государственные Образовательные Стандарты, создавая в каждой подключаемой к системе школе условия для их реализации.
|