24 апреля 2017 г. Просмотров: 2807
В.Ю. Катасоногв. РЭОШ
Действительно ли интеллигенция возникла в России?
Иван Солоневич, наш известный публицист первой половины прошлого века, многие свои работы посвятил исследованию феномена под названием «российская (русская) интеллигенция». В большой статье «Русские интеллигенции» Иван Лукьянович дает определение этой части нашего общества:
«…русская революционная интеллигенция есть слой второсортных работников книжного (то есть не умственного вообще) труда, оторванных от всякой реальной деятельности и от всяких реальных познаний, слой, посвятивший все свои силы ниспровержению самодержавия и строительству социализма — разного социализма в разные десятилетия, — слой, который больше чем что бы то ни было привел нас к катастрофе — и погиб в ней сам»[1].
Автор указанной статьи раскрыл особенности интеллигенции как феномена почти исключительно российской жизни[2].
Солоневич, конечно, внес громадный вклад в изучение феномена интеллигенции и роли ее в российской трагедии 1917 года. И все-таки в одном моменте я с ним согласиться не могу. Феномен интеллигенции не является исключительно российским и относящимся лишь к последним двум-трем векам истории (по Солоневичу, интеллигенция родилась в результате реформ, которые начал Петр I).
Философствующая интеллигенция как феномен древних евреев.
К сомнению в тезисе об уникальности российской интеллигенции я пришел, перелистывая работу другого русского мыслителя. Речь идет о Льве Александровиче Тихомирове (1852-1923) и ее фундаментальном труде «Религиозно-философские основы истории». Описывая историю древних евреев, древних государств Израиля и Иудеи, Тихомиров особое внимание уделил такой социальной группе еврейского народа, которая в Новом Завете называется «фарисеи». Любой грамотный человек имеет некоторое представление о том, кто такие фарисеи, потому что они – действующие лица очень многих евангельских историй и постоянно упоминаются Спасителем. Так вот, Лев Александрович многократно называет их интеллигенцией – еврейской, или народной. Как отмечает Тихомиров, «народная интеллигенция» в Иудее — «ученые, знающие Закон»[3].
Примечательно, что фарисеи – не просто знатоки Закона и пророков. Они люди творческие – умеют толковать книги Ветхого Завета, а также защищают веру еврейского народа от влияний язычества, в том числе различных философских учений, проникающих в еврейский народ извне. Кроме того, они «творчески» развивают и дополняют Закон и пророков своими собственными идеями. Поэтому многие авторы (не только Тихомиров) называют фарисеев «философами». Так, известный еврейский историк и писатель Иосиф Флавий (37-100 гг. по Р.Х.) в своих трудах «Иудейская война» и в «Иудейские древности» называет фарисеев «философской школой»[4]. Не будет натяжкой, если мы, опираясь на Льва Тихомирова и Иосифа Флавия, назовем фарисеев «философствующей интеллигенцией» иудейского народа. Термин «философствующая интеллигенция» мы встречаем в работах Ивана Солоневича, он его использует при описании наших «второсортных работников книжного труда». В нем просматривается ирония Ивана Лукьяновича: российские интеллигенты не были настоящими философами, они были «умничающей публикой», играющей в философию. Они были слепыми и порой фанатичным почитателями заимствованных на Западе философских теорий.
Пожалуй, наибольшего градуса фанатизм нашей интеллигенции достиг во второй половине 19 века, когда началось повальное увлечение марксизмом.
Попробуем сравнить «философствующую интеллигенцию» древнего еврейского народа, являющуюся важным действующим лицом евангельской истории, и российскую интеллигенцию, существующую у нас на протяжении примерно трех столетий. Такое сравнение может оказаться полезным для более глубокого понимания того, какое влияние наша интеллигенция оказывала и еще может оказать на наше российское общество. ..
Далее читать:
|