09 октября 2017 г. Просмотров: 1782
Валентин Катасонов
…Как тиф неизбежен для того, кто пьёт зараженную тифозными бациллами воду, так и война неизбежна для того, кто, отступив от Бога, питается неугодными Ему мыслями, чувствами и делами и навлекает на себя заразу войны. Пока люди своими мыслями, чувствами и делами воюют против Бога – напрасны их мечты о мире. Вопреки желанию людей война должна возникнуть там, где посеяны её семена… «Нечестивым же нет мира, говорит Господь» (Ис. 48:22). В наше время гораздо больше, чем когда-либо, кричат о мире – и готовятся к войне… Трудно поверить, чтобы такая двуличность не была наказана войной. Идолопоклонство мерзко Богу. Святитель Николай Сербский.
Несостоявшиеся надежды на христианское возрождение Европы
Итак, напомним, что основная ответственность за развязывание мировой войны, по мнению святителя Николая Сербского, – на европейских церквях, покорно поддержавших лозунги ложного «патриотизма» и «империализма». Если копнуть еще глубже, то, по мнению Николая Сербского, корень мировых войн – в духе материализма и безбожия. При этом святитель обращает внимание на удивительный парадокс: чем больше в мире воцаряется дух материализма и безбожия, тем больше вера в вечный мир на земле. Именно таковой была атмосфера в Европе в начале ХХ века, а начало мировой войны в 1914 году было шоком для тех профессоров, которые утверждали, что в условиях «интернационализации хозяйственной жизни» экономические основания войн исчезают.
Николай Сербский пишет: «Материалисты считают, что величайшее достоинство человека – его оптимистическая трактовка мира. Однако нет разумного и оправданного оптимизма вне христианства».
Первая мировая война стала очень сильным лекарством для европейцев. Многие из них вспомнили о Боге, стали избавляться от иллюзий материализма, возвращаться в Церковь. Это давало Николаю Сербскому надежду на то, что произойдет духовное возрождение Европы: «Надеюсь, что будущие поколения будут и впрямь более христианскими, нежели были мы. Они изумятся, прочитав в истории, что именно светские правительства, а не христианские Церкви формулировали истину; другими словами, носителями и творцами правды были политики и солдаты, а Церковь лишь следовала за ними и всячески им содействовала».
Увы, у Европы не хватило сил для духовного возрождения. Через два десятилетия после Парижского мирного договора, подведшего итоги Первой мировой войны, в Европе была развязана Вторая мировая война. История повторилась: христианские Церкви вновь выступили в качестве покорных служанок своих государств.
Не прошло и десяти лет, а мир на грани новой глобальной войны
Работа «Война и Библия», которую я уже упоминал, была написана Николаем Сербским в 1927 году, когда он находился за многие тысячи километров от Европы – в США. В ней он излагает по памяти разговор, который происходил на борту парохода, плывшего из Нью-Йорка в Бостон, и в котором участвовали несколько американцев и европейцев (включая самого Николая Сербского).
Путешествие было организовано американцем Креном, которого Николай Сербский представил: «Наш благородный и любезный хозяин».
Далее Николай Сербский пишет: «Благодаря ему мы и находились в этот вечер на пароходе, идущем в Бостон. Он позвал нас к себе в гости, провести воскресный день в его семье. Среди приглашённых был и Юстон, бывший член правительства Соединенных Штатов, генерал Кларк, один известный русский музыкант, чех-археолог, исследователь аравийских древностей, балканец, бывший со мною, и много других приглашённых».
Однозначно нельзя сказать, насколько данная работа является документированным свидетельством тогдашнего разговора. Не исключено, что по своему замыслу «Война и Библия» похожа на некий авторский вымысел в духе «Трех разговоров» русского философа Владимира Соловьева.
Среди участников разговора 1927 года был некий «балканец», имени которого Николай Сербский не называет. Судя по всему, свои мысли по теме «Война и Библия» автор вкладывает в уста этого «балканца».
Атмосфера разговора была пропитана напряженным ожиданием новой войны. При этом признаки ее подготовки были видны не только военным и политикам, но и простым людям. Примечательно, что большая часть участников беседы полагала фатальную неизбежность новой мировой бойни.
Один из собеседников, которого Николай Сербский назвал «балканцем», обращается к другому, именуемому «генералом» (американец): «Все народы Европы и Америки, генерал, – начал балканец, – лихорадочно вооружаются для новой войны. Кто этого не видит? Едва ли это тайна и для горных пастухов, а ещё меньше – для живущих в городах, следящих за делами человеческими. Спеша вооружиться, идут сейчас в шаг с Европой и Америкой некоторые народы Азии, как, например, Япония, Турция и до некоторой степени Персия и Афганистан. Великий Китай сводит счеты сам с собой и упражняется в кровавой войне на своих детях, бессознательно готовясь таким образом к убийству чужих детей».
Балканец приводит следующий список свидетельств подготовки к новой войне:
1) явные и тайные приготовления всех упомянутых народов;
2) военные бюджеты, которые во всех странах непропорционально превосходят расходы какого бы то ни было иного предназначения и во много раз превосходят военные бюджеты до Первой мировой войны;
3) усиленная деятельность бесчисленных фабрик военных орудий, амуниции, ядовитых газов, электрических и электромагнитных военных аппаратов, как и увеличение контингента рабочих на этих фабриках;
4) спешная постройка военных кораблей;
5) увеличение военных кадров в сравнение с довоенными;
6) комитеты учёных специалистов, созванных некоторыми правительствами и отдающих все своё образование и энергию на нахождение и усовершенствование смертоносных ядовитых газов и иных химических средств для войны на земле, в воде, под водою и в воздухе;
7) тайные союзы и блоки отдельных государств и народов в целях войны;
8) широко разветвлённый шпионаж, с помощью которого одному государству становятся известны военные планы и тайные военные изобретения других.
Кроме очевидных свидетельств, которые подтверждаются фактами и документами, имеются еще косвенные признаки. Балканец отмечает: «Но имеются и признаки, предсказывающие новую войну: например, возросшее недоверие одного государства к другому, расовая и национальная ненависть, а особенно всеобщее мрачное предчувствие и всеобщее волнение умов на всех пяти континентах».
И что еще более удивительно: большинство людей, живущих в разных частях мира, полагало, что угроза новой войны исходит от «цивилизованной» Европы. А отнюдь не от Китая, Индии или каких-то дикарей Африки. Балканец обращает на это особое внимание: «Но те, кто отягчил уже свою совесть ответственностью за прошлую Мировую войну, возьмут на себя бремя ответственности и в будущей войне. Это – народы белой расы, народы, называемые «христианскими». В приготовлениях к новой войне или новым войнам они идут впереди всех остальных народов и племён земного шара».
Ниже в работе «Война и Библия» мы читаем, что некогда христианская Европа по истечении почти двух тысяч лет повторяет судьбу некогда сильного государства Израиль, которое восприняло через Моисея завет от Бога и поклонялось изначально единому Богу. В результате ослабления и «искривления» веры это государство (после царя Соломона) раскололось на две части (Израиль и Иудея), потом в результате нашествий внешних врагов погибло северное царство (Израиль), а в 70 году по Р.Х. римлянами был захвачен и разрушен Иерусалим (столица Иудеи). Во 2 веке по Р.Х. Иудея окончательно прекратила свое существование, а евреи были развеяны по всему миру. А соседние государства, где религии были языческими, между тем продолжали существовать.
Святитель Николай Сербский пишет о том, что современная Европа может повторить судьбу Израиля и Иудеи: «По своим беззакониям народы христианские стали много хуже нехристианских, которые крепко держатся своих «богов»-идолов, тогда как среди христианских народов ведётся не только пропаганда против Господа, но прямо откровенная «облава» на Него. Точно так же было и у евреев перед их гибелью. Соседи их, идолопоклонники были верны своим идолам, а евреи, отвергнув Бога, попирали Его закон. Бог их наказывал, но они всё-таки остались при своём безбожии и продолжали бесчинствовать».
«Какими же грехами обременил себя Израиль и чем навлёк на себя гибель?» - вопрошает Николай Сербский. И отвечает словами пророка: «Соберитесь на горы Самарии и посмотрите на великое бесчинство в ней и на притеснения среди её. Они не умеют поступить справедливо, говорит Господь; насильем и грабежом собирают сокровища в чертогах своих. Посему так говорит Господь Бог: вот неприятель, и притом со всех краев земли; он низложит у тебя крепость твою и ограблены будут чертоги твои» (Амос. 3:9-11).
«Борьба за мир» как признак грядущей войны
Далее:
|