29 апреля 2017 г. Просмотров: 2652
Баблидзе Роберт Арчилович - доктор физико-математических наук, Кекелидзе Нодар Проклевич - заслуженный деятель науки, доктор физико-математических наук
Развитие науки имеет строгую внутреннюю логику и, в сущности, представляет собой закономерное чередование кризисных состояний, возникающих тогда, когда существующие теоретические концепции уже не в состоянии адекватно объяснить появившиеся к этому времени новые экспериментальные факты. Для примера можно привести кризис в физике к началу XX века, пока на арену не вышли теория относительности и квантовая механика. Старые теоретические системы не выбрасываются на свалку - они остаются в новых теориях, как частные случаи.
Например, теория относительности содержит в себе ньютоновскую классическую механику, как частный случай для малых скоростей. Сегодня никто не станет применять «тяжелую артиллерию» теории относительности для расчета параметров движения ракет просто потому, что для этого вполне достаточна точность классической механики.
В науке разрешены любые фантастические теоретические соображения и гипотезы. Даже наоборот - чем более «сумашедшими» являются эти гипотезы, тем с большим интересом встречают их. Однако ни одна из них не может утвердиться в науке без разрешения «Его величества» - эксперимента.
Человек из-за врожденной любознательности с самых древних временставит перед собой вопросы о сущности происходящих вокруг явлений.
С течением времени эти вопросы становятся тоньше и глубже, и ответить на них все сложнее и труднее. Человек формируется под влиянием повседневного опыта и расположен к простой и понятной схематизации происходящих вокруг него процессов и явлений. Терминология его мышления является отражением повседневной жизненной практики и, естественно, ему трудно воспринимать и осмысливать такие явления и процессы, наглядное описание которых не удаётся сделать в пределах этой терминологии. А интеллект человека упорно требует формирования
четкой и понятной системы взглядов обо всей действительности, т.е. о природе, об обществе и о мышлении.
Необходимо ответить на самые сакральные вопросы: Откуда и как произошла вселенная? Безконечна ли она во времени и в пространстве, если её не было с самого начала? Откуда взялась материя? и т.д. Ответы на эти вопросы дает Священное Писание - Библия, его Ветхий и Новый Заветы: Вселенную создал Бог. Бог ecть высшее существо, абсолютный Творец; Он может все; Он был, есть и будет вечно, во веки веков. Человеческий разум, в свою очередь, ограничен и, он не в состоянии проанализировать «деяние» Высшего Разума - Бога. Существует некий предел, дальше которого человек не может не только предпринять что-либо, но и представить себе, и проанализировать события и состояния вещей.
Библия писалась под внушением Всевышнего, по подсказке Бога, для кого, конечно, никаких непонятных вопросов не существовало и, видимо, поэтому Библия не содержит более подробных сведений о сотворении Mipa. Для верующей части общества Библия является непререкаемой истиной - её положения стоят вне всякого сомнения. Но существует определенная часть общества, старающаяся четко и наглядно представить себе вопросы креационизма, однако терминология её мышления, как продукт повседневной практики, совершенно безсильна для этой цели. В результате многие вопросы для них остаются без ответа. И вот здесь, как бы сама по себе, возникает интересная идея: использовать представления физики, в частности квантовой механики, которая накопила богатый опыт в раскручивании подобных трудностей.
Исторически квантовая механика была первым примером, когда человек смог, по словам Ландау, «открыть и осознать далее то, что ему не под силу представить».
Приведем несколько примеров, в надежде приложить их к религиозно-креационистским проблемам. Начнем с того, что в пределах представлений квантовой механики, элементарные частицы, скажем, электроны не имеют траекторий - в перечне их свойств траектория, как таковая, вообще не фигурирует. С точки зрения классической физики, существование частицы, которая, двигаясь, не описывает траекторию, полная безсмыслица. А эксперименты совершенно однозначно подтверждают, что движение электрона описывается т.н. псифункцией и она в траектории, как правило, вообще не нуждается. Так как эксперимент в науке является верховным судьей, мы вынуждены признать, что электрон действительно обходится без всякой траектории. Физики уже давно привыкли к такой мысли, но за счет того, что им пришлось отказаться даже от попытки наглядного представления квантовых пси-явлений. По-видимому, именно по этому поводу и писал нобелевский лауреат Ричард Фейнман: «Я смело могу сказать, что квантовой механики никто не понимает». Однако, здесь «не понимает» не означает «не знает». Физики знают квантовую механику и хорошо её знают. Иначе, не было бы ядерных бомб, лазеров, ядерно-магнитных томографов и много других чудес. Однако факт остается фактом - наглядное представление квантовых явлений человеку не под силу. Одним словом, получается, что физики «знают» квантовую механику, одновременно «не понимая» её. Поэтому именно в учебниках по квантовой механике на самых первых страницах встречается сентенция - даже не пытайтесь наглядно представить себе квантовые явления - запрещено!
Второй пример: практически невозможно представить себе жидкость, которая не имела бы вязкости, т.е. жидкость, которая не оказывала бы никакого сопротивления движущимся в ней предметам.
Такую жидкость физики представляли себе только лишь, как теоретическую абстракцию, и назвали её «идеальной жидкостью».
Тут «идеальная» означает, что такая жидкость в природе не может существовать. Несмотря на это, академик Пётр Капица открыл такую жидкость - жидкий гелий, который в определенных условиях действительно не имеет вязкости. Это явление было названо «сверхтекучестью» и за её открытие Капице была присуждена Нобелевская премия. Академик Лев Ландау установил, что сверхтекучесть жидкого гелия является сугубо квантовым явлением, т.е. наглядное представление такого явления, с позиций «здравого смысла», человеку не дано. А сверхтекущий гелий существует, легко обходится без всякой вязкости, совершенно не печалясь о том, что людям не удаётся наглядное представление её квантовых особенностей — такова, по-видимому, воля Всевышнего по отношению к квантовым явлениям.
Ещё один пример: в пределах классической физики принципиально невозможно представить себе вещество, которое не имело бы электросопротивления. Реально такие вещества открыты. Их называют «сверхпроводниками». Из-за отсутствия электросопротивления, возбужденный раз электрический ток, в сверхпроводящей цепи существует вечно, без всякого затухания. Реальность такого факта установлена экспериментально. Это настоящее чудо природы - «пример вечного движения», «перпетуум мобиле». Человеческий разум не может представить себе и это квантовое явление, опять-таки из-за того, что он мыслит категориями своей повседневной деятельности.
Можно было бы привести ещё много примеров. Однако, вывод останется неизменным - в природе существует множество явлений, описание
которых возможно только лишь в пределах квантовых представлений. Представления классической физики, т.е. обычного «здравого смысла» для описания таких явлений, принципиально непригодны.
Исходя из всего вышесказанного, нам кажется совершенно приемлемой некоторая экстраполяция в сторону представлении креационистской модели. По соображениям метода прецедентов и аналогий, как бы само собой, возникает гипотеза: а может быть, такие понятия, как: ряд религиозных представлений, материя, пространство, время и т.д. принадлежат к числу категорий, для которых пространственно-временные безконечности являются изначально фундаментальными свойствами, т.е. другими словами - это категории, в перечне пространственно-временных свойств которых, понятия начала и конца, как таковые, вообще не фигурируют - таковые им просто не нужны. Точно так же, как в квантовой механике электрону не нужна никакая траектория.
Насколько оправданной и приемлемой окажется выдвинутая нами гипотеза (Р.А. Баблидзе), покажет время. А нам в этом направлении вполне обнадеживающим кажется тот факт, что физики уже давно привыкли к экстраординарному характеру квантовой механики. Не менее важно и то, что среди больших ученых убежденных атеистов практически нет.
И, наконец, совершенно обоснованным кажется вывод, что трудности, возникающие при толковании многих религиозных вопросов, представлений и догм, в основном, обусловлены тем, что мы стараемся интерпретировать их на основе неадекватных земных представлений. Иными словами, для адекватного описания основных религиозных вопросов нужен иной, более высокий уровень мышления, чем тот, что удаётся нам с нашей повседневной жизненной практикой. На уровне этого нового мышления некорректными станут вопросы: «Откуда и как произошли религиозные догмы и материя?», «Реальна ли безконечность пространства и времени?» и т.д., аналогично тому, как в квантовой механике категорически запрещена даже попытка наглядного описания квантовых явлений. Вся квантовая механика основана на введении ряда принципов: принципа Гейзенберга, принципа запрета Паули и др., которые фактически также являются «догмами». И ученые не оспаривают, а принимают их и достигают огромных успехов.
«Православное осмысление творения мира» Вып. №3
Миссионерско-Просветительский центр «Шестоднев»
|