СОЮЗ ПАТРИОТИЧЕСКИХ СМИ
Поделиться в соцсетях:

Выступление Павла Астахова на Российско-Американском Форуме

24 сентября 2013 г.

 

Созданный во всех 83 регионах России институт Уполномоченных по правам ребенка играет важную роль в защите детей от насилия и жестокого обращения, восстановлении их нарушенных прав. Ежегодно ко мне и к моим коллегам приходят тысячи обращений, заявлений, жалоб, просьб о помощи и защите. По каждому из них мы работаем и принимаем неотложные меры.

 В 2012 году только в адрес федерального Уполномоченного по вопросам защиты прав детей поступило более 4,5 тыс. письменных обращений граждан и организаций по вопросам нарушения прав детей, в том числе защиты их от жестокого обращения, насильственных посягательств, в том числе сексуального характера. Помимо этого на горячую линию поступило более 20 000 вопросов, в электронном виде более 11 тыс. обращений. И за каждым из этих писем стоит конкретная судьба ребенка.

 По моему поручению уполномоченные по правам ребенка ежедневно в приоритетном порядке следят на местах за реализацией прав детей на семью и соблюдением законности в этой сфере. Имеется большое число примеров, когда именно региональные детские Уполномоченные содействовали восстановлению кровнородственных семей и даже добивались отмены незаконных и  необоснованных решений органов опеки и попечительства по изъятию детей, причем, как в России (Санкт-Петербург, Воронеж, Н.Новгород, Москва, Тюмень, Краснодар, Волгоград и др.), так и за рубежом (Франция, Финляндия, Испания).

 Региональным властям, уполномоченным по правам ребенка, рекомендовано исходить из следующих основополагающих принципов:

• приоритетности права родителей на воспитание своих несовершеннолетних детей перед всеми другими лицами;

• приоритетности обеспечения государством права ребенка на неразлучение с родителями и воспитание в семье как обязательное условие его гармоничного развития и благополучия;

• всесторонней государственной поддержки семьи в целях обеспечения родителями полноценного содержания, образования, воспитания, отдыха и оздоровления несовершеннолетних детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни в обществе.

 Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей, низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства отнесены к основным проблемам в сфере детства Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 гг., утв. Указом Президента России 1 июня 2012 года.  

 Ключевыми принципами в этой сфере должны быть :

• реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье;

• обеспечение соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку;

• обеспечение адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

• а при необходимости - принятие мер по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

 В числе наиболее актуальных направлений развития социальной политики, обозначенных в этой сфере руководством страны:

• принятие дополнительных мер, направленных на стимулирование семейных форм устройства детей, оставшихся без родительского попечения;

• разработка программ, необходимых для медико-психологического и педагогического сопровождения семей, которые воспитывают таких детей;

• реализация новых социальных проектов и программ и выполнения в полном объеме существующих обязательств, связанных с  поддержкой семей с детьми.

 Присутствующие на нашем Форуме специалисты готовы поделиться опытом реализации указанных мер, рассказать об используемых оригинальных методиках и формах работы с детьми и их семьями. А такая работа в последнее время активно проводится в ряде регионов страны и набирает обороты в остальных, запланирована и осуществляется в рамках региональных стратегий действий в интересах детей, целевых программ и планов. Во многих субъектах РФ имеется положительный опыт преодоления семейного неблагополучия, профилактики жестокого обращения с детьми. Так, в Тюменской области успешно реализовывалась Программа по профилактике жестокого обращения с детьми и оказанию им своевременной помощи «Воспитание заботой» на 2010 – 2012 годы, в соответствии с ней открыто 10 служб психолого-педагогической помощи.

 Выявлению, профилактике насилия и жестокого обращения по отношению к несовершеннолетним обращены долгосрочная целевая программа  «Детство без насилия» (Республика Татарстан), региональная программа «Защитим детей от насилия на 2011-2013 годы» (Томская область). В ряде регионов приняты специальные законы, например, Закон Ставропольского края от 11 ноября 2010 года № 94-кз «О дополнительных гарантиях защиты прав несовершеннолетних, признанных потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства». Им регламентируется предоставление несовершеннолетним потерпевшим таких мер социальной поддержки, как бесплатная юридическая (на всех стадиях уголовного судопроизводства) и психологическая помощь.

 Федеральным законом от 30.11.2011 в России установлена процедура обязательной подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Порядок предварительного прохождения потенциальными приемными родителями специальных подготовительных программ введен Правительством России с 1 сентября 2012 года. Главной целью такой подготовки является оказание замещающим родителям психолого-педагогической и правовой помощи, которая позволит обеспечить их психолого-педагогическую и правовую готовность к приему в семью ребенка, существенно сократить число повторных отказов от сирот, а, следовательно, уменьшить число детских трагедий.

 В целях обеспечения безопасности детей, передаваемых в семьи на воспитание, существенные ограничения введены федеральным законом для усыновителей и воспитателей: к их числу не могут относиться лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних и некоторых других видов преступлений, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления.

 Мы готовы поделиться своим законодательным и практическим опытом с американскими участниками Форума. Во многом благодаря принятым в последние годы мерам, в том числе по ужесточению ответственности за совершение преступлений в отношении несовершеннолетних, ситуация в этой сфере начала стабилизироваться.

 В 2012 г. по сравнению с 2011 г. сократились такие показатели, как:

• общая численность несовершеннолетних потерпевших от преступлений - на 4,4 %;

• общее количество совершенных в отношении детей преступлений – на 5,9%.

 Однако, несмотря на принимаемые меры, решающего перелома в сфере защиты детей от насилия и жестокого обращения достигнуть пока не удалось. Вызывает серьезную тревогу повышение общественной опасности, жестокости совершаемых в отношении детей преступлений и усугубление тяжести их последствий.

 В 2012 году отмечен рост, по сравнению с 2011 годом, на 11,8 % числа малолетних потерпевших. Увеличилось также число детей:

• погибших от рук- преступников – на 21,5 %;  

• пострадавших от тяжкого вреда- здоровью – на 7,4%.

 На 4,0% возросло число преступлений против жизни и здоровья несовершеннолетних, на 0,6% - число убийств и покушений на убийство. Более 3,6 тыс. детей в прошлом году пострадали от жестокого обращения со стороны законных представителей, родителей, педагогов, воспитателей.

 Распространены факты отмены усыновления:  в 2012 году отменено 75 решений судов, в том числе 3 – в отношении иностранных граждан), из них, 16 – в связи с ненадлежащим выполнением обязанностей по воспитанию детей (из них 2 в отношении иностранных граждан), 1 – по причине жестокого обращения с ребенком.

Пользуясь возможностью обозначить свои принципы на международном Форуме с участием иностранных представителей, еще раз хочу обозначить свою позицию в отношении основополагающих начал российской и зарубежной семейной политики. Я неоднократно выступал против внедрения западных ювенальных технологий в России, против спекуляций вокруг темы защиты прав и интересов детей в целях внедрения внешнего контроля над каждым ребенком, над каждой семьей.

 Утверждал и продолжаю утверждать, что такие способы решений проблем  семейного и детского неблагополучия неприменимы для России, в связи с их глубоким противоречием сложившимся на протяжении веков российским историческим, культурным, национальным традициям семейного воспитания детей, с учетом многоконфессиональности нашей страны, ее масштабов и географии.

 Неоднократно публично и резко выражалась мною обеспокоенность по поводу действий судов по семейным делам в некоторых европейских государствах, когда дети отбирались из вполне благополучных семей против воли родителей, с грубейшим нарушением их прав на воспитание ребенка и невмешательство в частную жизнь, вопреки принципу справедливости судебного разбирательства.

 Не случайно ПАСЕ в Резолюции № 1908 (2012) 1 «Права человека и суды по семейным делам» от 30.11.2012 выразила обеспокоенность по поводу действий судов по семейным делам в некоторых государствах – членах СЕ, особенно в тех случаях, когда дети отбираются из семей против воли родителей, с нарушаем права на уважение семейной жизни и принципа справедливости судебного разбирательства.

 Моя позиция в отношении остро дискуссионного вопроса об основаниях и  пределах вмешательства государства в семью открыта, понятна, прозрачна и уже давно и неоднократно озвучена. Ребенок, по моему глубокому убеждению, должен жить в родной семье, и только когда это невозможно в силу исключительных жизненных обстоятельств, - в семье усыновителей или приемных родителей в России. Первоочередная задача государства и общества – создать для этого наиболее благоприятные условия.

 Такой административный инструмент, как изъятие ребенка из семьи, должен стать самой крайней мерой, приниматься на основании судебного решения, и только в исключительных случаях, когда действительно, на основании комплекса объективных, научно обоснованных  критериев установлена реальная угроза жизни и здоровью ребенка, а родители вместо защиты своего дитя подвергают его опасности и совершают в отношении него преступление. Каждый такой случай должен подвергаться дополнительной проверке и контролю на предмет обоснованности принятого решения.

 Во избежание злоупотреблений законодателями в настоящее время с участием специалистов, уполномоченных по правам ребенка, с привлечением родительской  общественности в России разрабатывается ряд изменений в те нормы Семейного и Уголовного кодексов РФ, которые в действующей редакции могут создать правовые предпосылки для субъективного и произвольного принятия решения об изъятии ребенка у родителей, не справляющихся с его воспитанием, и, как следствие, привести к разрушению семьи, чаще всего необратимому.

 Социальные службы и в нашей стране, и за рубежом должны руководствоваться тем, что семейное окружение предлагает наилучшие условия для надлежащего развития детей. Прежде, чем направить ребенка на попечение третьего лица или в специализированное учреждение, семье ребенка должна быть предоставлена комплексная, профессиональная и адресная помощь, необходимая для того, чтобы помочь ей справится с трудностями.

Продолжаю настаивать на том, что государство не может подрывать основополагающие человеческие отношения между родителями и ребенком, а его вмешательство в семью обосновано лишь в тех исключительных случаях, если оно объективно необходимо, явно направлено на восстановление отношений между родителями и ребенком и найден баланс между правами родителей (других близких родственников) и законными интересами ребенка.

 Деятельность органов опеки и попечительства должна быть строго регламентирована законом. Решения о вмешательстве в жизнь семьи не должны приниматься ангажировано и кулуарно узким кругом лиц, не имеющих достаточной квалификации и высокой гражданской ответственности за судьбу ребенка и его семьи. В свою очередь, люди, работающие в этой системе, должны иметь соответствующее образование и опыт практической работы с неблагополучными семьями. Они  обязаны понимать, где граница допустимого и необходимого вмешательства государства в частную жизнь семьи.

 Судьба каждой семьи, каждого ребенка требует бережного, ответственного и добросердечного отношения. Здесь недопустим подход с неким единым, универсальным, шаблонным бюрократическим лекалом к судьбам людей. Необходимо тщательно разбираться с каждым конкретным случаем семейного неблагополучия на основе принципа презумпции добропорядочности семьи и родителей.


В качестве основных задач государственной политики в указанной сфере мы выделяем:

•  укрепление социального института семьи и возрождение традиционных духовно-нравственных ценностей в сфере семейных отношений и воспитания детей;

• обеспечение права ребенка не разлучаться с родителями, жить и воспитываться в семье;

• расширение мер государственной и общественной  поддержки семей с несовершеннолетними детьми с уделением особого внимания многодетным семьям, семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, а также родителям-инвалидам, воспитывающим несовершеннолетних детей.

 Общественные объединения, некоммерческие организации могут внести весомый вклад в работу с семьями, находящимися в социально опасном состоянии или в трудной жизненной ситуации, в том числе:

• предупреждать изъятие детей из неблагополучных семей;

• выявлять и сигнализировать Уполномоченным по правам ребенка, органам прокуратуры о фактах незаконного и необоснованного отобрания детей у родителей;

• способствовать возврату в кровные семьи изъятых детей;

• оказывать содействие в оздоровлении в таких семьях детско-родительских отношений и общей атмосферы в семье.

 Выявление и анализ фактов гибели и жестокого обращения с российскими детьми за рубежом – одно из основных направлений деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. В этих целях в аппарате Уполномоченного в 2011 году создана Мониторинговая группа нарушения прав и законных интересов российских детей.

Каждый, ставший известным, случай нарушения прав несовершеннолетних российских граждан за рубежом берется Уполномоченным под личный контроль. В связи с поступающей информацией оперативно направляются обращения руководству страны, где произошло ЧП с ребенком, устанавливаются контакты с судебными и следственными органами, адвокатами и экспертами в этой области.

 На начало 2012 года в семьях иностранных усыновителей  за рубежом воспитывались 38 885 российских детей (до 18 лет). По данным Минобрнауки России, в 2012 году иностранные граждане усыновили 2 604 российских детей (для сравнения, российские граждане – 6 565 детей), в том числе: граждане США – 646, Италии – 762, Испании – 502, Франции – 245, Германии – 129).  США занимают лидирующее место в мире среди государств, принимающих наших детей на усыновление. Согласно Докладу Государственного департамента США по числу переданных в США на усыновление детей Россия занимает 3-е место после Китая и Эфиопии. По экспертным оценкам в настоящее время более 100 тыс. российских детей, вывезенных для усыновления, проживают на территории США. На данный момент ничего не известно о судьбе тысячи детей в США, которые просто исчезли из поля зрения российских ответственных государственных органов, которые отвечают за усыновление детей.

Недавнее расследование американских журналистов выявило подпольную сеть по обмену усыновленных детей в США – существующие в Интернете сообщества приемных родителей, которые не справляются с воспитанием своих приемных детей и предлагают их на переусыновление. В основном это касается детей из России, Украины, Казахстана, африканских стран и Китая. Большинству детей от 6 до 14 лет. Результаты расследования агентство опубликовало на своем сайте.

 Сейчас этот вопрос рассматривается в Следственном комитете РФ, ведется доследственная проверка данной информации. Выявленные факты еще раз подтверждают вывод о том, что безопасность и благополучие усыновленных российских детей в США должным образом не обеспечиваются.

 Только по имеющимся официальным данным за последние 10 лет гражданами США убиты 20 российских детей, еще несколько детей в этой стране погибли в результате несчастных случаев и болезней. Причем, из 20 названных детей 9 человек (практически каждый второй ребенок) погибли в период от 6 недель до одного года после установления усыновления, что может быть обусловлено неудовлетворительной подготовкой лиц, желающих принять ребенка на воспитание в семью.

Это свидетельствует о недостаточной эффективности действий американских властей в решении вопросов обеспечения безопасности усыновленных детей, организации контроля за условиями их жизни и воспитания в приемных семьях, подбором и подготовкой усыновителей. Ситуацию в этой сфере следует срочно выправлять! Но одновременно это подтверждает и тот факт, что вопросами усыновленных иностранных детей занялось и американское гражданское общество, правозащитники, журналисты, общественники. Это важное доказательство, что пришло время объединить усилия во имя детей. И не делить их на американских, китайских или русских. Это НАШИ ОБЩИЕ дети! И  наша общая задача помочь им.

 Именно поэтому мы договорились на последней встрече в Вашингтоне в конце июня с представителями американского Правительства, с профильными департаментами США о расширении наших двусторонних контактов по детской тематике в гуманитарной сфере. Забота о детях не сводится только к массовому вывозу их из России! Медицинская помощь, реабилитация, образование, отдых, культурный обмен - это сферы в которых между нашими странами существует огромный потенциал. И его надо использовать вместо обмена упреками и обвинениями по узкой теме международного усыновления.

 Россия хочет донести до мировой общественности свою непреклонную волю к самостоятельному решению наших внутренних социальных проблем. Мы сегодня как государство и общество готовы заботиться о наших детях и помогать нашим семьям. Это абсолютно нормальное естественное человеческое желание. Каждый нормальный родитель хочет и стремится воспитывать своих собственных детей,  не сдавать их в детдом, и не отправлять на сиротский рынок. Россия, так же как и любящая Мать, хочет растить своих детей сама! И Америка, как мать своих детей, не отдает своих малышей!

Это вполне понятное человеческое чувство и желание. Поэтому спекуляции и совершенно неправомерные требования отдельных одиозных политиков и общественников (как в России, так и в США) отменить запрет, сделать изъятия из закона, возобновить вывоз российских детей - любым нормальным человеком должны восприниматься как антипатриотичные, дикие и антигуманные!

 За более чем 20 лет иностранного усыновления российское общество и государство качественно изменились. Мы встали на ноги, окрепли экономически и социально, приняли важнейшие базовые законы, а главное осознали и переоценили многие многие события: мы делаем важные шаги в развитии качественного образования, доступного здравоохранения, социальной помощи, поддержке многодетных семей, защите прав детей-сирот, помощи детям-инвалидам.

Мы последовательно будем реализовывать важную государственную задачу - обеспечить каждому ребенку право на семью. На папу и маму. И право на Родину! И никто не вправе лишать человека такого права! Мы открытое демократическое общество. В современном мире, как и в США, в частности растет огромный интерес к России. И прежде всего из-за того что мы становимся все более и более самостоятельными и независимыми. И объективная истина подтверждает - у нас есть чему поучиться. Поэтому мы проводим Российско-американский Форум в Ханты-Мансийске. Россия всегда славилась своим гостеприимством, и мы рады всем гостям!

© Национальный медиа-союз,
2013-2024 г. г.
  Портал существует на общественных началах Руководитель проекта - Анищенко Владимир Робертович,
Гл. редактор - Юдина Надежда Ивановна Email: udinanadejda@yandex.ru