СОЮЗ ПАТРИОТИЧЕСКИХ СМИ
Поделиться в соцсетях:

Закат Европы глазами Шпенглера и святителя Николая Сербского

21 апреля 2017 г.

Валентин Катасонов

«Духовная жизнь европейских народов нашего времени весьма скудна и жалка»

В будущем году исполняется сто лет со дня выхода в свет «Заката Европы» Освальда Шпенглера (1880-1936). Имя этого немецкого учёного стоит в ряду тех, кто заложил основы концепции истории как смены цивилизаций. В этом же ряду русские Николай Данилевский (1822-1885) и Константин Леонтьев (1831-1891), англичанин Арнольд Тойнби (1889-1975).

 

Шпенглер выделил восемь основных цивилизаций в истории человечества (египетская, вавилонская, индийская, китайская, мексиканская, античная, арабская и европейская). Он сделал это в то время, когда европейские историки, социологи, философы полагали европейскую цивилизацию венцом развития человечества.

Идеи Шпенглера очень напоминают то, что за несколько десятилетий до него писал Константин Леонтьев: любая цивилизация проходит фазы становления, расцвета и увядания. Шпенглер почти буквально повторяет Леонтьева: «Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть своё детство, своя юность, своя возмужалость и старость».

Черты упадка цивилизации, по Шпенглеру: урбанизация, перемещение населения из деревень в огромные города. Вместо оседлого образа жизни – кочевой. Вера и религия умирают. Героизм и патриотизм уступают место борьбе за власть и деньги. Власть народа и монархов замещается тиранией. Техника замещает человека. Начинаются мировые войны. Все эти признаки упадка Шпенглер просматривал во всех цивилизациях. До недавнего ещё времени, писал он, европейская цивилизация была на подъёме, но XIX век положил начало её упадку. А Первая мировая война не оставила у Шпенглера никакого сомнения в том, что европейская цивилизация идёт к концу. В истории всегда было так, что когда одна цивилизация клонилась к закату, рядом зарождалась новая. По мнению Шпенглера, девятой великой цивилизацией могла стать пробуждающаяся русско-сибирская цивилизация, как он её называл.

Мы видим, что за 100 лет после появления книги Шпенглера Европа претерпела тяжелейшие испытания, но, несмотря на это, она стоит. Так, может быть, нет никакого «заката Европы»? Может быть, Шпенглер просто сгустил краски? Признаюсь, ещё несколько лет назад у меня были такие сомнения. Однако сегодня сомнений нет. Во-первых, в Европе развиваются процессы (долговой кризис, иммиграция, выход Великобритании из ЕС и др.), при которых Европейский союз в его нынешнем виде прикажет долго жить. А там не за горами – перспектива превращения Европы в «мультикультурное пространство», на котором признаков былой европейской цивилизации будет уже не сыскать. Во-вторых, я опираюсь в своём суждении на работы Николая Сербского (1880-1956) – епископа Николая (Велимировича), канонизированного Сербской православной церковью в 2003 году. Он прекрасно знал Европу, и диагноз, который он ей поставил, очень похож на диагноз Шпенглера....

Далее читать: 


Материалы с наибольшим количеством просмотров
  Библиотека
© Национальный медиа-союз,
2013-2016 г. г.
  Яндекс.Метрика