30 августа 2018 г. Просмотров: 2135
РИА "Иван Чай"
Уважаемые коллеги!
Начать надо с фундамента: насколько те предпосылки о проведении пенсионной реформы, о которых нам здесь говорят, являются исключительными для того, чтобы принимать такое решение? И начнем с темы демографии.
На самом деле, нет никакой запредельной демографической нагрузки, поскольку демографическая нагрузка всегда считается как соотношение между работающими людьми и неработающими. А неработающие – это не только пенсионеры, это дети, подростки, инвалиды. Так вот если в 1935 году доля работающих людей в РСФСР была 52%, то сегодня – 54%. А в 36-ом году будет 53%. То есть демографическая нагрузка за 100 лет осталась статичной, хотя в доле неработающих людей действительно параметры изменились.
Вторая позиция: есть ли бюджетные проблемы? Бюджетные проблемы есть, но они связаны с тем, что есть целенаправленная политика Правительства РФ по сокращению бюджета РФ. Если в 11-ом году доля налоговой нагрузки на экономику была 37% ВВП, сейчас – 32%, и по прогнозу социально-экономического развития предполагается снижение до отметки 28. Это политика Правительства сокращения бюджетных расходов. И если такая политика проводится, в том числе через ежегодные десятитриллионные налоговые льготы, через освобождение от налогов, точнее преференции для нефтяных компаний, имеющих рентабельность менее 400%, через представление налоговых льгот отдельным фирмам до 2095 года, конечно же, денег не будет ни на образование, ни на медицину, ни на пенсионное обеспечение. Но это не к вопросу отсутствия резервов в стране: их более чем достаточно.
Следующая вещь: сам механизм, который предлагается, по сути, самоедский. Там говорится: для того чтобы индексировать пенсии, необходимо сократить число самих пенсионеров. Это означает, что по мере повышения пенсионного возраста этот источник будет полностью исчерпан, и через 5-8-14 лет, чтобы дальше индексировать пенсии, необходимо будет опять и опять повышать возраст. Это абсолютный тупик.
И, конечно, по поводу запредельной нагрузки якобы на пенсионную систему для экономики страны: в России доля пенсионных издержек к экономике – 7% к ВВП, в то время как в Польше, Португалии, Франции – порядка 14%, а в Италии – все 16%. Нет никакой запредельной экономической нагрузки. Это относится к категории откровенного обмана и введения общества и руководства страны в заблуждение.
Есть и проблемы. Главная проблема – это неофициальная занятость. Из 80 млн людей работоспособного возраста отчисления в пенсионный фонд проводят только 43 миллиона человек. Это к теме Трудового кодекса, который людей сделал бесправными, лишил права на забастовку, лишил права на эффективный профсоюз, облегчил процедуру увольнения, расширил зону срочных договоров. И в результате бизнес экономит на отчислениях в пенсионные и прочие социальные фонды, а те имеют ежегодный дефицит только за счет неофициальной занятости в 2,3 триллиона рублей. Это не повод отнять у людей право на пенсию. Это повод заняться бизнесом и капиталом, тем, чтобы заставить бизнес платить отчисления в пенсионный фонд, в том числе путем полного отсечения таких компаний от налоговых преференций, от государственных заказов и подрядов.
Теперь о последствиях. Главное последствие – это, безусловно, качественный рост безработицы. Коллега Кудрин уже говорил, что в следующем году на рынок труда выйдет на 500 000 человек меньше, если сохранять статус-кво. Но только при этом за счет повышения пенсионного возраста на рынок труда плюсом выдавливают 2 млн человек. Вот эти 1,5 млн, если оттуда еще немножечко убрать инвалидов работоспособных, списки 1.2, это 1 100 000 верных безработных в РФ. Это что, увеличатся отчисления в пенсионный фонд? Нет. А по итогам реформы это порядка 14 млн безработных.
Меня, конечно, удивляет реакция коллеги Топилина, который рассказывал здесь в прошлый раз, что половина людей пожилого возраста трудоустраивается. Не об этом речь. Речь об общем балансе на рынке труда. Если на рынке труда сегодня не умещается 81 млн человек, и среди них есть и безработные, и частично занятые, то, если вы на рынок выкидываете плюсом 17 млн работников, от этого число рабочих мест не возрастет. От этого возрастет безработица со всеми последствиями, в том числе с уменьшением отчислений в пенсионный фонд за счет уменьшения реальной заработной платы, поскольку конкуренция на рынке труда возрастет, в том числе путем роста преступности. Вот 10-ый год: рост безработицы на 10%, рост преступности на 10%. А вы предлагаете безработицу увеличить втрое: с нынешних 6 примерно до 20 млн человек. Цифры все легко считаются, от вас расчетов мы так и не видели.
Это, конечно, снижение рождаемости. Есть расчеты, есть аналитика, есть демографическая оценка? Нет ничего. Это совершенная авантюра. Это непросчитанный закон.
Пенсионное обеспечение сегодня имеет смысл, в первую очередь, для абсорбации избыточной, ненужной рабочей силы на рынке труда. Только за последние 7 лет число рабочих мест в России сократилось на 5 млн человек. Идет автоматизация производства: вместо охранников - видеокамеры, вместо продавцов и сотрудников банков - терминалы, вместо дорогих и трудозатратных теплостанций – электростанции, где не нужны трудовые коллективы, вместо дальнобойщиков – роботизация. Что мы сегодня наблюдаем в Европе, то завтра будет и у нас. Не нужна эта рабочая сила на рынке. Это закон, который противоречит самой экономической логике. И конечно, Конфедерация труда России выступает категорически против него, и никакие отдельные поправки его не изменят. Это будут мертвому припарки, потому что, повторю еще раз, главный смысл этого закона – это не повышение размера пенсии. Мы видели цифры: плюс 10% реальных пенсий в ближайшие 10 лет. Главное решение по этому закону – это плюс 14 млн безработных в РФ. Конфедерация труда России выступает категорически против данного решения.
Депутат Государственной Думы Олег Шеин, 21 августа 2018 года
Источник:
|