СОЮЗ ПАТРИОТИЧЕСКИХ СМИ


 
Поделиться в соцсетях:

Об укреплении воли. Иеросхимонах Агафодор (Буданов)

11 мая 2018 г. Просмотров: 2297

"Русский Афон" Насколько человек попирает голос своей совести, оставляя без исполнения ее требования, настолько ослабляется воля его, и насколько хранит и приводит в исполнениеее требования, настолько укрепляется воля и делается тверже.

Иеросхимонах Агафодор (Буданов) — выдающийся подвижник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, ученик великих старцев Иеронима (Соломенцова) и Макария (Сушкина), а впоследствии антипросоп и духовник обители. Отец Агафодор оставил много рукописей с подробным описанием в них своего духовного опыта, часть из них предлагаем нашим читателям.

Об укреплении воли

Каждый человек при крещении получает благодать от Господа, силою которой ему даруется противиться грехам, и поколику он противится таковым, потолику в человеке сем укрепляется его воля в добром произволении, и он бывает сам себе господином, и если разум что доброе решает, то воля приводит в исполнение легко, без затруднения, так как божественной благодатной силе ничего не может противиться. Благодать сия действует в нем до того, пока человек не нарушит сам действия оной. Нарушение происходит от какого-либо исполнения человеком своего страстного пожелания, и тогда человек, раз подчинившись страсти, уже не может далее противиться таковой, она овладевает его волей, которая сначала еще желает и хотя слабо противится страстным пожеланиям, и если человек вскоре не примет мер, то станет исполнять страстные свои пожелания, то она совершенно ослабеет до того, что и мельчайшего сопротивления не может уже оказывать действию страстей. В таком состоянии помрачается даже и ум человека. Он не может обсудить здраво своего бедственного состояния, но может помрачиться до совершенного извращения, ему станет представляться все в ином виде. Страх Божий в нем исчезнет, благоговение тоже, умиление сделается ненужным, к молитве он сделается холоден, памяти Божией как не бывало, духовная радость и сладкие слезы, какие имел при молитве, при приобщении Св. Таин в церковном богослужении, прекратятся, страх смерти, суд Божий уже не будут его устрашать. Это есть неведение, нечувствие, леность, оцепенение.

Из такого состояния может человек выйти только помощию Божией, но сам ничего не может сделать, даже не может видеть такого своего бедственного состояния. Это смерть души, воскресить которую может один Бог. Иногда Господь будит душу от такого смертного сна какими-либо потрясающими событиями, тяжкими болезнями, бедностью, cмертью близких, ошибками великими, неудачами и т. п. Но самое главное, что может пробудить от такого сна, — это прикосновение благодати Божией к сердечным чувствам, тогда явится прежде всего сознание величайшего своего отпадения от Бога, помрачения и ослабления воли. Затем начнется раскаяние, и если человек хоть немного понудит себя к тому, то может прийти в чувство сознания и сокрушения, и отсюда может совершиться поворот к лучшему. Таким образом, если будем понуждать себя удерживаться от грехов и делать противные им добродетели, тогда человек постепенно может освободиться от уз страстных. И если будет хранить свидетельство совести, может возобладать над своею волею, победить ее презрением и совершенно воцариться над ней, ослабленной страстями и чувствами. Поэтому насколько человек попирает голос своей совести, оставляя без исполнения ее требования, настолько ослабляется воля его, и насколько хранит и приводит в исполнениеее требования, настолько укрепляется воля и делается тверже. Ибо привычка от замедления получает силу природы, а если не даем ей свободы, то она ослабевает и мало-помалу истребляется. И хорошую привычку, и плохую усиливает и укрепляет время, как дрова питают огонь. Необходимо поэтому отказаться от своей воли, покорив ее воле Божьей.

Человек — существо свободное, и свободу его ничто не нарушает, пока сам он не захочет добровольно подчинить ее кому-либо иному. Если подчинит он себя всецело промыслу Божию и будет все делать ради Бога, по Его воле, тогда Сам Господь управляет (будет управлять) сим человеком, и это продолжается до тех пор, пока он человек не нарушит этого, утратив преданность его воле Божией, если начнет сам о себе промышлять. Утраты же эти происходят через утрату веры в Бога, так как преданность происходит от веры в Бога, без коей нельзя иметь сей преданности. Но бывает, что диавол овладевает волею человека, и это бывает опять-таки через добровольное подчинение себя ему. Однако диавол действует обманом, ибо никто не захочет принять чего-либо от него добровольно. Воля укрепляется в добром делании тем, когда кто продолжительное время сопротивляется своим худым пожеланиям, и понуждением себя на все доброе. Например: противишься своему раздражению, не допуская себя до мстительности, ругани, спора и всего такого, что только может обнаружить гнев. Стараешься сделать какое-либо добро обидчику или угождение, — сим способом совершенно обезоруживаешь своего противника и невольно заставляешь его переменить злость на благодушие. Таким образом и себя успокаиваешь. А если прибавить к сему еще и самоукорение, то может прийти и смирение. Вот так бывает побеждение зла благим, как учит нас Св. Писание. Если будет так поступать кто, то совершенно может с помощью Божией искоренить в себе страсть гнева.

Воля ослабляется от постоянного самоугодия, когда человек ни в чем своим пожеланиям не отказывает себе, так что делается из сего навык, страсть. Наоборот, воля укрепляется, когда человек добровольно отсекает ее, отказывая себе в разных пожеланиях. Хочется есть, откажи себе. Хочется читать вредную книгу, откажи. Хочется пить, повремени полчаса. И тогда воля усмирится и сделается более послушною. И чем долее упражняешься в таком отсечении воли, тем делается легче бороться против своих пожеланий. Необходимость же в отсечении своей воли является в том, что страсти иным способом не могут быть и искоренены. Ведь рано или поздно, а все нужно иметь самоотвержение, так как вечно прожить своею волею невозможно. Значит, нужно ее согласовать с волей всеобщею — Божьею. Один диавол старается сделать волю свою средоточием всего мира. Чтобы приучить волю свою повиноваться воле Божьей, необходимо бороться со своими желаниями, и чем более человек побеждает дурные привычки и принуждает себя исполнять волю Божью и продолжительнее упражняется в совершенном добром деле, тем более приобретает могущество подавлять в себе все незаконное, сдерживать свои стремления и исполняет только те, которые согласны с волею Божиею.

Сим способом укрепляется своя воля в борьбе со своими пожеланиями и для исполнения добрых дел, заповедей Божиих, человек тогда легче отказывается от удобств сей жизни, от телесного покоя, спокойнее переносит лишения и всякого рода скорби и не подавляется ими, но делается как бы выше их, упражняясь таким образом в самопринуждении, любви к ближним, в молитве и прочих добрых делах. Человек приходит к любви Божией, и воля его постепенно крепчает, подчиняя себя воле Божией, которая делается его собственной и законом ему. Это обнаруживается в сдержанности уст, ибо говорливость служит ослаблением нравственной силы, и от сего еще более ослабляет оную. Необходимо научиться сдержанности воли.

Источник: 

© Национальный медиа-союз,
2013-2024 г. г.
  Портал существует на общественных началах Гл. редактор - Юдина Надежда Ивановна Email: rpkp13@mail.ru