СОЮЗ ПАТРИОТИЧЕСКИХ СМИ


 
Поделиться в соцсетях:

Вооруженные силы Сирии:состояние на сегодня

10 июня 2013 г. Просмотров: 3384

По конституции САР (ст. 11) "Вооруженные силы и другие военные организации несут ответственность за целостность родины и защиту целей революции - единства, свободы и социализма". Главными задачами сирийской армии являются защита страны от внешней агрессии, оказание содействия внешнеполитическим мероприятиям руководства республики и защита существующего в стране государственного строя.
Верховным главнокомандующим вооруженными силами САР является президент республики. Он возглавляет высший военно-политический орган страны - Совет национальной безопасности (СНБ), в состав которого входят министры обороны и внутренних дел, руководители специальных служб. При необходимости в заседаниях Совета принимают участие другие члены правительства и военачальники. СНБ вырабатывает основные направления военной политики и координирует деятельность организаций и учреждений, имеющих отношение к обороне страны.
Верховный главнокомандующий руководит вооруженными силами через министерство обороны и генеральный штаб. Ему непосредственно подчинены начальник генштаба и командующие видами вооруженных сил, а также ряд центральных управлений министерства обороны.
Министр обороны (назначается из числа военных) является первым заместителем верховного главнокомандующего и заместителем премьер-министра САР. Министерство обороны осуществляет повседневное руководство оснащением и боевой подготовкой армии, военно-административными органами, проводит мобилизационные мероприятия и организует вневойсковую подготовку населения.
Начальник генерального штаба является первым заместителем министра обороны и командующим сухопутными войсками. В оперативном отношении ему подчинены командующие видов вооруженных сил. Генеральный штаб осуществляет оперативное руководство войсками, разрабатывает планы их использования, ведает вопросами комплектования армии.
Военная доктрина САР. В ее основу с начала 1990-х гг. положен принцип оборонительной достаточности, что определяет содержание, характер и направленность военного строительства. В качестве главного противника доктрина определяет Израиль. Не исключается также угроза возникновения вооруженных конфликтов с Турцией и Ираком. Предусматривается участие вооруженных сил Сирии в операциях по оказанию военной помощи арабским странам, как это было во время конфликта в зоне Персидского залива в 1990-1991 гг., а с 1976 г. по настоящее время - в Ливане.
Военно-политическое руководство Сирии считает, что наличие сильной армии позволит ему быть равноправным партнером Израиля на переговорах о мире.

Основными составляющими национальной военной доктрины, по мнению сирийских специалистов, являются: экономическая подготовка войны; определение принципов руководства вооруженной борьбой; изучение характера возможной войны; определение форм и способов организации, подготовки и применения войск; определение сил и средств, необходимых для ведения вооруженной борьбы; подготовка театров военных действий.
Принятие Сирией оборонительной военной доктрины фактически явилось признанием со стороны руководства республики невозможности в современных условиях решить арабо-израильский (в т. ч. сирийско-израильский) конфликт военным путем, а также свидетельствует о намерении Дамаска осуществлять военное строительство с учетом реальных финансовых и экономических возможностей страны.
Со второй половины 1990-х гг. началось постепенное сокращение численности личного состава сирийских вооруженных сил. В первую очередь это затронуло сухопутные войска. Однако боевой состав и количество боевой техники СВ остаются пока без изменений. По оценкам иностранных экспертов, в этот период значительная часть оборонных расходов САР шла на ракетное оружие класса «земля-земля», а также на приобретение танков, противотанковых средств и поддержание технической готовности ВВС.
В условиях сохраняющейся напряженности в ближневосточном регионе и продолжения конфронтации с Израилем руководство страны уделяет постоянное внимание укреплению национальных вооруженных сил, повышению их боеспособности, технической оснащенности и всесторонней выучке личного состава.
В то же время Сирия, обладая ограниченным военно-экономическим потенциалом, не в состоянии выдержать без иностранной помощи длительную войну с Израилем, да и с другими соседними государствами. В настоящее время Израиль имеет общее военно-техническое превосходство над САР, в первую очередь в военной авиации, системах управления войсками, связи, разведки. ВС Израиля более маневренны, парк их боевой техники постоянно пополняется современными образцами вооружений.
В соответствии с военно-стратегическим положением страны основная группировка вооруженных сил САР развернута на юге, вблизи линии развода войск с Израилем и на территории Ливана. Так, в зоне, прилегающей к Голанским высотам, сосредоточено четыре дивизии (механизированных - 2, танковых - 2) и две отдельные пехотные бригады.
На ливанской территории дислоцируется крупный контингент сирийских войск. В настоящее время он насчитывает ок. 18 тыс. человек. Сирийские войска размещены в пригородах Бейрута, в долине Бекаа, городах Триполи, Батрун и в районах Метн и Кфар-Фаллус. В июне 2001 г. сирийские войска были выведены из Бейрута. Военная инфраструктура, созданная сирийскими войсками в Ливане имеет оборонительный характер.
В военно-административном отношении территория САР разделена на шесть военных округов: Восточный, Дамасский, Приморский, Северный, Центральный и Южный.
Сухопутные войска составляют основу вооруженных сил САР. Они насчитывают 215 тыс. человек. В резерве сухопутных войск числится 280 тыс. человек. В составе СВ имеются пехотные, механизированные, танковые, воздушно-десантные (специальные) войска, ракетные войска и артиллерия, соединения и части инженерных войск, разведывательные, связи, РЭБ, химической защиты, части и подразделения транспортного и тылового обеспечения, а также пограничные войска.
Сухопутные войска САР не имеют своего штаба, а его функции выполняют управления генерального штаба и министерства обороны. Главной задачей сухопутных войск считается оборона территории страны от возможного нападения Израиля и недопущение захвата его войсками важных районов республики.
В боевом составе сухопутных войск имеется три штаба армейских корпусов, 12 дивизий (механизированных - 3, танковых - 7, Республиканской гвардии (танковая) - 1, специальных войск - 1), 4 отдельные пехотные бригады, бригада пограничной охраны, 3 ракетные бригады (ОТР типа "Скад", ТР "Луна-М" и "Точка"), 2 артиллерийские бригады, 2 противотанковые бригады, 11 отдельных полков (танковых - 1, "коммандос" - 10). Резервный компонент представлен кадрированными соединениями и частями: танковой дивизией, танковыми бригадами (4), танковыми (4), пехотными (31) и артиллерийскими (3) полками.
Высшим оперативно-тактическим объединением считается армейский корпус, который не имеет постоянного штата. Основным тактическим соединением является дивизия.
В механизированной дивизии (штатная численность 16 тыс. человек) имеются две механизированные и две танковые бригады, артиллерийский полк, а также подразделения боевого, технического и тылового обеспечения. На ее вооружении состоит 300 танков, 140 артиллерийских орудий, 200 боевых бронированных машин (ББМ).
Танковая дивизия (штатная численность15 тыс. человек) имеет в своем составе три танковые и механизированную бригаду, артиллерийский полк, подразделения боевого, технического и тылового обеспечения. На вооружении состоит 350 танков, 140 артиллерийских орудий, 200 ББМ.
Дивизия спецвойск состоит из трех полков специальных войск.
На вооружении сухопутных войск имеется 26 ПУ ОТР Р-17э и "Скад-В", 18 ПУ ТР "Луна-М", 18 ПУ ТР "Точка", 4700 танков (Т-72/Т-72М - 1700, Т-62/Т-62М - 1000, Т-55/Т-55МВ - 2000), из них до 1200 танков находится на стационарных позициях или на консервации; 450 САУ (152-мм гаубиц (Г) 2С3 "Акация" - 50, 122-мм Г 2С1 - "Гвоздика" - 400); 1630 буксируемых орудий (180-мм пушек (П) С-23 - 10, 152-мм Г Д-20 - 20, 152-мм П - 50, 130-мм П М-46 - 800, 122-мм П - 100 (на консервации), 122-мм Г М-30 - 150, 122-мм Г Д-30 - 500); 480 РСЗО (122-мм БМ-21 "Град" - 280, 107-мм "Тип-63" - 200); 659 минометов (240-мм - 9, 160-мм - 100, 120-мм - 350, 82-мм - 200); ПТРК («Малютка» - 3500, в т. ч. 2500 самоходных, "Фагот" - 150, "Милан" - 200, "Конкурс" - 200, «Метис», "Корнет-Э"); 55 ЗРК ближнего действия ("Стрела-10" - 35, "Стрела-1" - 20); 4000 ПЗРК "Стрела-2" и "Игла"; 2050 орудий зенитной артиллерии (100-мм КС-19 - 25, 57-мм С-60 - 675, 37-мм - 300, ЗСУ-23-4 "Шилка" - 400, ЗУ-23-2 - 650); 2350 БМП (БМП-1 - 2250, БМП-2 - 100); 1600 бронетранспортеров (БТР-152, БТР-60, БТР-50); 725 БРДМ-2, в т. ч. 85 БРДМ-2рх.

Танковый парк вооруженных сил САР представлен в основном устаревшими машинами, то же относится и к БМП. В артиллерии мало самоходных орудий - до 80% артиллерийских систем представлены устаревшими образцами. Отсутствуют современные системы управления огнем и разведки. Основу противотанковых средств также составляют устаревшие комплексы, типа "Малютка", "Милан" и "Фагот". Много старой техники и в войсковой ПВО. Слабой остается войсковая ремонтная база, не хватает запасных частей. На недостаточно высоком уровне находится техническое обслуживание вооружения.
В соединениях, частях и подразделениях сухопутных войск регулярно проводятся мероприятия по боевой подготовке, в ходе которых отрабатываются задачи ведения боевых действий в различных условиях обстановки. Большое внимание командование уделяет изучению опыта действий войск и особенностям применения боевой техники в региональных вооруженных конфликтах на Ближнем Востоке.
В целом сухопутные войска САР поддерживаются в боеспособном состоянии, но их техническое оснащение требует коренного улучшения путем замены или серьезной модернизации значительного числа образцов боевой техники.
Военно-воздушные силы и войска ПВО (100 тыс. человек, в т. ч. в ВВС - 40 тыс. и в ПВО 60 тыс. человек) представляют собой единый вид вооруженных сил.
Военно-воздушные силы состоят из бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, истребительной, разведывательной, военно-транспортной, вертолетной и учебной авиации. На их вооружении имеется 478 боевых, 25 транспортных, 31 учебно-боевой и 106 учебных самолетов, 72 боевых и 110 транспортных вертолетов.
Бомбардировочная авиация представлена 20 самолетами Су-24 (2 эскадрильи). Истребительно-бомбардировочная авиация имеет 134 самолета (90 Су-22 различных модификаций в составе 5 эскадрилий и 44 МиГ-23бн в составе 2 эскадрилий). Истребительная авиация насчитывает 310 самолетов (16 эскадрилий): МиГ-29 - 20 (1 аэ), МиГ-25 - 30 (2 аэ), МиГ-23 различных модификаций - 90 (5 аэ), МиГ-21 различных модификаций - 170 (8 аэ). Разведывательная авиация имеет 14 самолетов (МиГ-25р - 6, МиГ-21р - 8) и беспилотные самолеты-разведчики. В 2000 г., по данным иностранной печати, ВВС САР, возможно, пополнились 4 истребителями Су-27 и 14 МиГ-29СМТ.
Военно-транспортная авиация (1 бригада) располагает 25 самолетами: Ил-76 - 4, Ан-26 - 5, Ту-134 - 6, Як-40 - 7, "Фалкон-20" - 2, "Фалкон-900" - 1.
Учебно-боевая авиация представлена 31 машиной: МиГ-25у - 5, МиГ-23у - 6, МиГ-21у - 20. Учебно-тренировочная авиация имеет 106 самолетов: L-39 - 80, ММВ-223 "Фламинго" - 20, "Мушак" - 6.
Боевые вертолеты представлены 87 машинами (48 Ми-25 и 39 SA-342L "Газель"), транспортные - 110 машинами (100 Ми-8/Ми-17 и 10 Ми-2). Имеется также несколько вертолетов РЭБ.
Военная авиация базируется на 21 аэродроме, основными из них являются: Абу-эд-Духур, Алеппо (Халеб), Блей, Дамаск (Меззе), Думейр, Дейр-эз-Зор, Насирия, Сейкаль, Тияс, Тифор, Хальхале и Хама.
На сирийские ВВС возложено решение следующих основных задач: нанесение ударов по объектам противника в тактической и оперативной глубине; оказание авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС; прикрытие во взаимодействии с наземными средствами ПВО крупных политико-административных центров, экономических объектов и группировок войск от ударов авиации противника; ведение воздушной разведки.

На вооружении ВВС состоят в основном устаревшие типы самолетов и вертолетов, имеющие ограниченные возможности по боевому применению. Даже наиболее современные типы самолетов МиГ-29 и Су-24 нуждаются в доработках. Командование испытывает трудности в ремонте и техническом обслуживании авиационной техники. Ощущается острая нехватка запасных частей. Слабым местом ВВС остается воздушная разведка. В создавшихся условиях сирийское командование крайне заинтересовано в приобретении новых современных типов боевых самолетов или модернизации существующих образцов. В целом же военно-воздушные силы САР поддерживаются в боеспособном состоянии.
Части противовоздушной обороны представлены двумя дивизиями ПВО, 25 зенитными ракетными бригадами (отдельными и в составе дивизий ПВО, всего до 150 батарей), частями радиотехнических войск. На их вооружении имеется 908 ПУ ЗУР (600 С-75 и С-125, 200 "Квадрат", 48 ПУ ЗУР дальнего действия С-200, 60 ПУ ЗУР «Оса», а также до 4000 орудий зенитной артиллерии. Территория САР разделена на Северную и Южную зоны ПВО. Для управления силами и средствами противовоздушной обороны имеется три полностью компьютеризированных командных пункта.
На вооружении частей ПВО состоят в основном устаревшие зенитные ракетные комплексы С-75, С-125 и "Квадрат" (на последнем проведены частичные модернизационные работы), которые не в состоянии эффективно противодействовать современным средствам воздушного нападения. Имеются проблемы с подготовкой личного состава. Командование, учитывая ту значительную роль, которую играла авиация в военных действиях в зоне Персидского залива, в войне в Югославии и ряде других локальных конфликтах, уделяет особое внимание укреплению сил и средств ПВО.
Военно-морские силы (4 тыс. человек) предназначены для обороны территориальных вод и морского побережья страны от ударов корабельных группировок противника, защиты морских коммуникаций. Штаб ВМС находится в г. Латакии. Корабли и катера базируются в трех военно-морских базах: Латакия (ГВМБ), Тартус, Мина-эль-Бейд. В составе ВМС имеются также ракетные и артиллерийские части береговой обороны, батальон наблюдения, эскадрилья вертолетов ПЛО и отряд боевых пловцов.
Корабельный состав ВМС САР включает 10 боевых кораблей, 18 боевых катеров, 4 вспомогательных судна, в т. ч. одно учебное и одно гидрографическое.
Боевые корабли представлены 2 фрегатами (советские малые противолодочные корабли пр.159э, переданы САР в 1975 г.), 3 средними десантными кораблями пр.770 (получены в 1981-1984 гг.) и 5 тральщиками советской постройки, полученными в 70-80-е годы. Боевые катера представлены 10 ракетными катерами пр.205 различных модификаций (поступили из СССР в 1979-1982 гг.), 8 патрульными катерами пр.1400 советской постройки (приобретены в 1984-1986 гг.).
На вооружении морской авиации состоит 24 вертолета ПЛО (Ми-14 - 20, Ка-28 - 4).
Части береговой обороны имеют на вооружении 10 ПУ подвижных береговых ракетных комплексов ("Редут - 4, "Рубеж" - 6, боезапас - 100 ракет обоих типов), 36 орудиями калибра 130 мм и 12 - калибра 100 мм.
Корабли и катера сирийских ВМС физически изношены и морально устарели, требуют ремонта или замены на новые. В сложившихся условиях командование ВМС предпринимает все возможные шаги для поддержания корабельного состава в боеготовом состоянии.
Народная армия (НА) рассматривается в качестве резервного компонента вооруженных сил. Она насчитывает до 100 тыс. человек и подчиняется начальнику генерального штаба. Организационно состоит из отдельных батальонов, сформированных по территориальному признаку. Ее личный состав комплектуется из рабочих, крестьян, государственных служащих, подготовка которых осуществляется в ходе ежегодных сборов под руководством кадровых военных. Подразделения НА предназначены для охраны и обороны объектов тыла, кроме того, они привлекаются для решения задач гражданской обороны. В военное время численность Народной армии предполагается довести до 300 тыс. человек.
В настоящее время основной задачей военного строительства в САР является недопущение дальнейшего снижения уровня боеспособности национальных ВС и, по возможности, переоснащение их на более современные виды боевой техники. Однако данная задача является достаточно трудной. Ограниченность экономических ресурсов не позволяет стране самостоятельно укреплять национальный военный потенциал, а серьезных партнеров по военно-техническому сотрудничеству, которые помогли бы перевооружить армию, у Сирии не имеется. Сказывается и нехватка финансовых средств.

На сирийских генералов и офицеров очень большое впечатление произвели американские вооружение и военная техника, продемонстрированные на практике в ходе войн против Ирака и Югославии. Сирийцы знают, что Израиль обладает многими из этих вооружений. В этой связи сирийцы раздражены невозможностью переоснастить ВС современной боевой техникой. В настоящее время до 80% вооружения и военной техники, имеющихся в ВС САР требует модернизации или замены на современные образцы. К тому же у сирийцев имеются серьезные проблемы по качеству подготовки личного состава всех категорий. Особенно слабо подготовлены резервные компоненты и специалисты технических профилей. На ближайшую перспективу ожидать радикальных перемен в улучшении технического оснащения ВС САР ожидать не приходиться.
Сирия не имеет развитой военной промышленности. Военное производство представлено главным образом предприятиями по выпуску боеприпасов и стрелкового оружия. Имеются предприятия по ремонту вооружения и военной техники для всех видов ВС. Все они построены в 1970-1980-е гг. при техническом содействии СССР и других социалистических стран. В настоящее время у сирийцев нет крупных проектов развития военной промышленности. По оценкам министерства обороны США, в САР ведутся работы по созданию химического оружия и менее активно - биологического.
Роль армии в политической жизни Сирии. Армия в САР представляет собой особый социальный институт, непосредственно влияющий на внутриполитическую обстановку в стране. Более того, ВС являются ведущей военно-политической силой Сирии. Наряду со спецслужбами, они полностью выведены из-под контроля конституционных органов власти и подчиняются непосредственно главе государства, который контролирует в них кадровые и структурные изменения. В армии разрешена политическая только правящей партии Баас. С другой стороны, высшие армейские чины фактически представляют собой правящую партию военных.
Для идеологической обработки личного состава ВС в них действует разветвленная система политических органов. Ими руководит созданное в 1971 г. Политическое управление.
Основными задачами партийно-политической работы в армии являются: идеологическая обработка личного состава в духе любви к родине, преданности правящему режиму и лично президенту; воспитание у военнослужащих высоких моральных качеств, воспитание у военнослужащих ненависти к врагам Сирии; обеспечение высокой боеспособности соединений, частей, подразделений, вооруженных сил в целом; укрепление воинской дисциплины.
Система комплектования вооруженных сил и подготовки военных кадров основана на законе о всеобщей воинской обязанности 1953 г. и законоположении "О прохождении военной службы" 1968 г. Воинская служба подразделяется на действительную военную службу и службу в резерве.
В мирное время призыву на действительную военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 19 до 40 лет, годные по состоянию здоровья. Призыв производится два раза в год - в марте и сентябре. После прибытия на призывные пункты новобранцы распределяются по учебным центрам видов вооруженных сил и родов войск или направляются непосредственно в части. Ежегодно призывается до 125 тыс. человек. С 1953 г. действует система откупа от военной службы, чем широко пользуются зажиточные сирийцы (в конце 1990-х гг. ежегодное число "откупников" составило ок. 5 тыс. человек).
Продолжительность срочной службы - 2,5 года. До достижения 40 лет военнообязанный состоит в запасе, после чего переводится в пассивный резерв, подлежащий мобилизации только во время войны, когда на службу призываются мужчины в возрасте от 17 до 50 лет.
После окончания срочной службы солдаты и сержанты, пройдя соответствующую подготовку, могут остаться на сверхсрочную службу. В этом случае они заключают контракт с министерством обороны сроком не менее чем на пять лет, в последующем он может продлеваться до наступления 50-летнего возраста. Военнослужащие могут оформить контракт и сразу на предельный срок.

В Сирии действует разветвленная система военной подготовки допризывной молодежи в средних школах и университетах.
Сержантский состав готовится в специальных школах. Часть сержантских должностей комплектуется за счет выпускников высших учебных заведений, которые после окончания учебы обязаны отслужить действительную военную службу.
Для подготовки офицерских кадров в ВС САР имеются две военные академии: Высшая военная академия в Дамаске и Военно-техническая академия им. Х. Асада в Алеппо, а также военные колледжи (училища): пехотный, танковый, полевой артиллерии, военно-воздушный, военно-морской, ПВО, связи, инженерно-технический, химический, артиллерийского вооружения, РЭБ, тыла, политический, военной полиции. Женщины-офицеры готовятся в женском колледже.
При необходимости в вооруженные силы в качестве офицеров на должности врачей, юристов, инженеров (в основном по редким техническим специальностям) призывают выпускников гражданских высших учебных заведений. В отдельных случаях за мужество и героизм, проявленные на поле боя или при исполнении служебных обязанностей в мирное время, офицерское звание может быть присвоено солдатам и сержантам.
На линии развода войск Сирии и Израиля на Голанских высотах с 1974 г. размещены подразделения сил ООН по разъединению (ЮНДОФ) общей численностью 1037 человек, в т. ч. из Канады - 189, Австрии - 363, Словакии - 97, Польши - 357, Японии - 30, Швеции - 1 человек.
В целом в настоящее время вооруженные силы САР переживают не лучшие времена: стареет и изнашивается оружие и военная техника, из-за финансовых трудностей сократилось число проводимых тактических учений и других учебно-боевых мероприятий. Отсутствие возможностей для крупных закупок современной боевой техники не позволяет осуществить программы перевооружения ВС. В этих условиях военно-политическое руководство Сирии осуществляет поиск партнеров для военно-технического сотрудничества и продолжает рассчитывать на восстановление широкомасштабного военного сотрудничества с Россией.

© Национальный медиа-союз,
2013-2024 г. г.
  Портал существует на общественных началах Гл. редактор - Юдина Надежда Ивановна Email: rpkp13@mail.ru